logo search
шпора на гос

10. Юридическая антропология и её значение. Право в человеке – человек в праве.

Юридическая антропология — это наука о человеке как социальном существе в его правовых проявлениях, изме­рениях, характеристиках. Она изучает правовые формы общественной жизни, которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в раз­ных регионах мира.

Юридическая антропология сформировалась во второй половине XIX в. на стыке юриспруденции, антропологии, этнологии, социологии, культурологии, истории, филосо­фии. Из юридических дисциплин заметное влияние на ее становление оказали история права (особенно история древ­него права) и сравнительное правоведение. Вначале юриди­ческую антропологию интересовало, главным образом, ис­следование архаического права. Основными понятиями юридической антропологии являлись: «обычное право», «традиционное право», «обычай»,'«традиция», «обычно-правовая ментальность», «обычно-правовая система». На сегодняшний день можно констатировать расширение сфе­ры интересов современной юридической антропологии.

В соответствии с антропологической концепцией право трактуется как система взаимосвязанных обязательств, рассматриваемых как право, на одной стороне, и призна­ваемых как обязанность, на другой стороне. Такое право-понимание указывает на возможность существования права вне мер внешнего официального (в том числе, госу­дарственного) принуждения.

В рамках антропологической концепции права также возможно осуществить новый подход к проблеме становле­ния права и его соотношения с государством. На основе огромного эмпирического материала было обосновано утверждение о том, что право возникло задолго до появления государства.

Внедрение антропологического подхода в правовом мышлении позволяет осуществить «антропологический поворот» к человеку в качестве первичной правовой реалии, преодолеть существующее доминирование социоцентрических, государствоцентрических установок, предполагающих более важное значение целого (общества, государства), нежели его части (гражданина).

Юридическая антропология позволяет выделить обще­правовые тенденции развития, одновременно признавая правовое многообразие мира. Юридическая антропология свидетельствует, что каждая правовая культура имеет пра­во на автономию, и следовало бы очертить пределы этой автономии, признать плюрализм правопорядка, отказав­шись от свойственного юриспруденции европоцентризма.

Вывод юридической антропологии сводится к тому, что право выступает в качестве инструмента, создаваемого каждым обществом для разрешения возникающих в нем конфликтов. Используя разработки юридической антропо­логии, правоведение выходит к новым возможностям объ­яснения существующей правовой реальности, глубже проникает в проблематику связи человека и власти, фор­мирование правового менталитета, рассмотрение правовой системы и правовой культуры как продуктов определенной цивилизации.