logo
шпора на гос

74. Современное и досовременное государство. Признаки современного государства.

Современное государство предстает в виде управленческой системы, эффективность которой во многом обусловлена тем, как она спроектирована. При этом для западного варианта развития государства показательна смена идеи территории в качестве рамок госстроительствана технологизацию, являющуюся определяющим фактором, превращающим территорию во второстепенный природный ресурс.

Сегодня складывается транснациональный мир, который характеризуется кризисом института национального государства, приматом международного права над внутригосударственным, верховенством суверенитета личности, сокращением контрольных и ограничительных функций правительства. Государства вынуждены все более считаться с международными правительственными и неправительственными организациями и институтами, с одной стороны, и с собственными регионами, с другой. Тем самым происходит "размывание" государственного суверенитета. При этом "открытие" межгосударственных границ сопровождается активизацией надгосударственных и негосударственных институтов в мировой политике.

Среди проблем государства, подлежащих осмыслению, одна из наиболее значимых связана с глобализацией мира. В самом деле, благодаря глобализации территориальность перестает быть организующим признаком социальной и культурной жизни, а глобализирующие социальные практики свободны от локальных привязок и существующих границ. Исходя из этого глобализация напрямую связана с глубоким кризисом государства — нации. Так глобализация выражена в становлении транснациональных сфер жизни людей, так называемых "диаспорных публичных сфер", социальное самосознание которых формируется на основе образа "исторической родины", как правило, имеющего мало общего с действительностью. Эти диаспорные публичные сферы становятся основой возникающего постнационального политического порядка, в котором создаются организации и формируются идеологии, свободные от привязки к какому-либо государству.

Глобализация формирует транснациональные сообщества, в значительной мере неподконтрольные государству и зачастую не воспринимающие государства как легитимных партнеров, что приводитк усилению социальной нестабильности.

Современное государство определяется (В. Е. Чиркин) как обусловленная социальной асимметрией общества и необходимостью решения общих дел универсальная политическая организация, действующая на основе административно-территориального деления и гражданства, осуществляющая с помощью специализированного аппарата управление, арбитрирование и легализованное принуждение. Современное государство несет на себе отпечатки свойств современного человека, среди которых присутствуют активность, рациональность, автономность, открытость в отношении смены исторических возможностей и притязаний.

В отличие от современного государства досовременное государство отягощено прежними представлениями о роли государства, его институтах и функциях. Для него характерен непрофессионализм бюрократии, низкая легитимность институтов государства, функциональная перегруженность, неспособность эффективно использовать имеющиеся ресурсы и т. д. Современное государство способно не только провозглашать и оформлять права и свободы человека, но и реально их обеспечивать. Проблема преодоления несовременных черт государства для Украины имеет принципиальное значение, с учетом политической ориентации на объединенную Европу.

Современное государство — это инструмент политической рациональности, способный обеспечить равновесие между государством и обществом. Между тем авторитет государства поддерживать весьма сложно в связи с ростом ожиданий по отношению к государству и ростом притязаний к нему со стороны индивидов. В условиях усиливающейся персонализации способ подчинения человека органам государственной власти остается прежним, поскольку используется политическая социализация, которая в значительной мере нивелирует индивидов и вызывает протест. На этом фоне заметнее кризис государства как социального института, выраженный по таким позициям: 1) государство — нация переживает значительные сложности в условиях глобализации; 2) обозначилась тенденция к формированию самодостаточных государств, подчиняющих себе общество; 3) нарастает противоречие между государством и потребностями развития общества и человека.

Все очевиднее амбивалентность (двойственность) государства: с одной стороны это мощный фактор общественного прогресса,а с другой — непосредственная причина, экономической стагнации и социального упадка. Кризис государства в немалой степени определяется хозяйственными переплетениями мировой экономики, сужающими деятельность государства. К тому же дифференциация социальных и региональных проблем привела к тому, что их решение осуществляется на муниципальном уровне и на уровне региона, а не на общегосударственном уровне.

Остро стоят вопросы удельного веса механизма властвования, проблема границ власти государства по отношению к индивиду. Прокламируется использование принципа субсидиарности государственной деятельности: государство имеет право вмешиваться тогда, когда индивид и общество не могут себе помочь. Зачастую минимальное государство рассматривается как единственно возможный тип государства, который не нарушает прав индивида. В целом же признается неэффективность государственного регулирования, несовпадение основных ценностей государства и общества, перегрузка государства несвойственной ему деятельностью, а также сложности соблюдения правовых пределов государства.