logo
шпора на гос

98. Экологическая политика государства. Экологическое государство. Экологизация законодательства.

Государство является важнейшим институтом планирования и осуществления экологической политики. Большинство государств имеет экологическое законодательство и специализированные экологические структуры власти. Располагая возможностью централизованного принятия экологических решений, государство монополизировало право на участие в решении международных экологических задач. В сфере экологии государство использует различные экологические налоги и продажу лицензий под экологическим условием.

Изменение экологической политики и увеличение расходов на экологию во многом связано с деятельностью экологических движений. Правительства вынуждены корректировать свое отношение к экологическим проблемам. Характерно, что ценностные ориентиры экологического движения не сводятся только к охране природы и ресурсосбережению. Фактически речь идет об отношении человека к природе и себе подобным, к технологии и экономике, принципам общественной организации и политической жизни. Экологическоедвижение оказывается способным в сложных условиях современного бытия заставить государственные структуры действовать в интересах нынешнего и будущих поколений людей, сделать экологическую политику приоритетной в политике государств. При этом необходимо переосмыслить развитие как создание человеку достойной среды обитания, максимально приблизить технологию к требованиям природы, изменить систему образования и воспитания человека. К тому же экологическая безопасность реальна лишь тогда, когда экологическая политика становится частью мировой политики, осуществляется многими государствами. Затрагивая различные направления человеческой деятельности, экологическая политика может быть глобальной, региональной, общенациональной и локальной.

Источниками обострения глобальных проблем экологии выступают: хищническое отношение человека к природе, материальное производство, наносящее ущерб окружающей среде, чрезмерный рост населения, противоречия в развитии самой природной среды. Следует учесть, что существует масса иррациональных элементов, трудно поддающихся политическому контролю и основательно влияющих на окружающую среду. В соответствии с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) определена стратегия природоохранного сотрудничества, вырабатывающая долговременные и универсальные принципы отношений человека, общества и природы. Ведется разработка экологического международного правопорядка и кодекса экологической этики. При этом экологические заповеди движения зеленых воспринимаются как формы бытия современного государства. К ним относится — экологическая мудрость, демократия снизу, личная и социальная ответственность, ненасилие, децентрализация, развитие местной экономики на основе деловой активности, плюрализм мнений и понятий, коллективность действий, глобальная ответственность, развитие индивидуального видения будущего.

Выделяют шесть стадий остроты экологической ситуации: условно благоприятная, удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная, катастрофическая. Три последних стадии обозначаются как острая экологическая обстановка. Среди путей выхода из экологического кризиса: разработка долгосрочной экологической программы, строжайшая экспертиза и учет общественного мнения при решении экологических проблем, экологизация экономики.

Нарушение экологического равновесия обострило проблему сохранения локальных цивилизаций и выживания человечества в целом. Пути выхода из экологического кризиса связаны с превращением экологической политики в часть мировой политики, запрещения экоцида (экологической войны) и экологизация государственной политики. Среди задач экологической политики выработка долговременныхи универсальных принципов отношения человек — общество — природа, превращение экологической политики в приоритетную в политике государства, переосмысление развития как,создания человеку достойной среды обитания, максимальное приближение технологии к требованиям природы, изменение системы ценностей, образования и воспитания человека. Целый комплекс государственных мер в сфере экологии: от приоритетов экологии в государственном бюджете, обеспечения права человеку на достойную среду обитания, государственного контроля за изменением технологии производства до организации экологического образования, — приводят к выводу о становлении государства, которое может быть названо экологическим.