28. Классификация правовых норм. Диспозитивные нормы права.
При классификации правовых норм используются различные основания от отраслевой принадлежности нормы до ее адресатов. Между тем прежде всего следует определиться, все ли содержание нормативно-правового акта как текста заполнено правовыми нормами или же правовые нормы составляют лишь некоторую часть текста нормативно-правового акта. Как представляется, правовыми нормами можно считать лишь те изложенные в нормативно-правовом акте положения, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности, соответствуют структуре нормы (если — то — иначе) и непосредственно используются в регулировании поведения людей. С этих позиций, трудно принять подведение под понятие правовой нормы деклараций принципов, определений и т. п. наполнения текстов нормативно-правовых актов. Отсюда следует разграничивать в тексте нормативно-правовых актов правовые нормы и правовые установления, в качестве которых выступают преамбулы, основные задачи, принципы, дефиниции и прочее.
Каждая система права состоит из огромного количества правовых норм. Правовые нормы отличаются не только системностью, но и специализацией — каждая из них «отвечает» за свой участок «работы»:
1) по роли в механизме правового регулирования различают конкретные и специализированные нормы. Конкретные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности адресатов норм. Специализированные нормы разделяются на отправные и прочие специализированные нормативные предписания.
Отправные специализированные нормы охватывают нормы-основы, учредительные нормы, нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-презумпции. Благодаря им определяются цели, задачи, принципы, границы и методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия. К другим специализированным нормам могут быть отнесены: нормы-сроки, нормы-фикции, нормы-конструкции, оперативные нормы.
Нормы-основы — это правовые предписания, которые закрепляют устои конституционного порядка государства, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, взаимоотношения государства и личности, формы собственности и др.
Нормы-принципы — это правовые предписания, которые выражают и закрепляют принципы права. Нормы-принципы могут выступать как нормативно-правовая основа решения юридического дела, в частности, при выявлении пробелов в праве.
Учредительные нормы (иначе, нормы-цели, декларативные нормы) — это правовые предписания, которые определяют цель, задачи отдельных институтов или отраслей права (например, задачей Конституционного Суда является гарантирование верховенства Конституции — ст.2 Закона «О Конституционном Суде Украины»).
Нормы-дефиниции — это нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий (например, определение преступления в ст. 11 Уголовного кодекса Украины).
Нормы-презумпции — это закрепленное в нормативно-правовом акте предположение относительно определенного юридического состояния или явления. Презумпции характеризуются тем, что они не могут быть индивидуализированы в актах применения норм права и используются исключительно в нормативных актах.
Темпоральные нормы (нормы-сроки) — это такие правовые предписания, которые указывают на время, наступление или истечение которого влечет определенные юридические последствия (например, срок исковой давности).
Нормы-преюдиции — это нормативные предписания, которые исключают оспаривание уже доказанного факта. Например, факты в одном деле, установленные вступившим в законную силу решением суда, не должны доказываться снова при рассмотрении других дел, в которых принимают участие одни и те же лица.
Нормы-фикции — это закрепленное в правовых актах нормативное предписание, которое условно провозглашает факт (или обстоятельство), не являющееся установленным.
Нормы-конструкции — это нормативные предписания, которые обобщают сложные по своему составу юридические явления. Так, в юридической практике используется конструкция состава преступления.
Оперативные нормы — нормы, которые играют подсобную роль, определяя время вступления в силу нормативно-правового акта, его распространение на новый круг лиц или новые отношения.
Нормы-арбитры (коллизионные нормы) — нормы, которые регулируют выбор нормы в случае расхождения между несколькими нормами;
2) в зависимости от предмета правового регулирования различают конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые нормы и другие отраслевые нормы;
3) в зависимости от основных методов правового регулирования различают императивные нормы (содержащие властные предписания, не допускающие никаких отклонений. Императивные нормы представляют собой предписания категорического характера, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки. Они строго обязательны и не дают субъектам возможности иного выбора поведения кроме как того, который предусмотрен правовой нормой.) и диспозитивные нормы (их предписания могут варьироваться по усмотрению участников отношения. Диспозитивные нормы, формулируя правило поведения субъектов права, предоставляют им возможность либо принять указанный вариант, либо урегулировать отношения по своему усмотрению в законных пределах. Таким образом диспозитивная норма дает возможность субъектам права либо самим определить на основе соглашения свои права и обязанности, либо следовать тому варианту поведения, который закреплен в правовой норме.);
4) в зависимости от характера правового предписания, содержащегося в норме, различают дозволительные, обязывающие и запрещающие нормы. Дозволительная норма предоставляет адресату нормы право совершить какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обязанность адресата нормы совершить какое-то действие. Запрещающая норма предписывает адресату воздержаться от указанного в норме действия;
5) в зависимости от времени действия различают постоянные, временные и чрезвычайные правовые нормы. Как правило, нормы права создаются как постоянно действующие. Однако в ряде случаев специально оговаривается их временное действие. Например, Закон Украины «О налоге на доходы физических лиц» установил ставку налога в 13 % на период до конца 2006 г. Закон Украины «О чрезвычайном положении» устанавливает, что, например, комендантский час может быть введен только на период чрезвычайного положения в Украине не более чем на 30 суток;
6) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие нормы, различают общие, специальные и исключительные правовые нормы. Общие распространяются на все население, специальные — на определенный круг лиц (например, государственные служащие, дети, беженцы), исключительные нормы права делают изъятия из общих и специальных норм (например, для дипломатических представителей);
7) в зависимости от действия в пространстве различают общие (распространяются на всю территорию страны) и локальные (распространяются только на один регион страны) правовые нормы;
8) по функциональной направленности различают регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности лиц, а охранительные устанавливают вид и меру ответственности за нарушение прав и за неисполнение обязанностей;
9) по характеру информационно-психологического воздействия на личность различают стимулирующие и ограничивающие нормы;
10) по субординации в правовом регулировании различают материальные и процессуальные нормы. Матери-ально-правовые нормы устанавливают права и обязанности адресатов, а процессуальные — порядок реализации норм материального права;
11) по происхождению различают первичные и производные правовые нормы. Первичными являются, как правило, нормы законов, которые регулируют вновь возникшие общественные отношения. Производные правовые нормы конкретизируют первичные правовые нормы, указывают на порядок их реализации.
12)В зависимости от используемого приема правового регулирования (запрет, обязывание, дозволение, поощрение и рекомендация) правовые нормы могут быть:
а) запрещающими, т. е. устанавливающими запреты на определенные действия. Эти нормы связаны с определением меры ответственности за совершенные правонарушения;
б) обязывающими, т. е. предусматривающими обязанности совершать активные действия (платить налоги, служить в рядах Вооруженных сил);
в) управомочивающими (дозволительными), т. е. наделяющими субъективными правами (правомочиями), осуществление которых зависит от воли управомоченных лиц;
г) поощрительными, т. е. устанавливающими меры поощрения за успехи в работе, примерное поведение, героические поступки и т. д.;
д) рекомендательными, т. е. предоставляющими права самим субъектам определять свое поведение, указывая на предпочтительный вариант или варианты поведения. При этом рекомендуемые действия поддерживаются определенным их стимулированием, в то время как игнорирование рекомендации может вызвать негативные последствия.
- 1.Предмет теории государства и права. Функции тгп.
- 2. Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы и методы.
- 3.Первичное и производное возникновение государства. Договорная терия возникновения государства.
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права.
- 5. Соотношение государства и права. Этатистское и правовое государство.
- 6. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.
- 7. Объект, предмет и цель юриспруденции. Правоведение и государствоведение.
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и рпактике.
- 9. Герменевтический метод в юриспруденции. Искусство интерпретации и понимания в правовой сфере.
- 10. Юридическая антропология и её значение. Право в человеке – человек в праве.
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное, ненормативное и индивидуальное регулирование.
- 12. Нормативний, соціологічний,філософський підходи до права. Визначення права.
- 13. Правові системи. Національні, інтегративні й міжнародна правові системи.
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые семьи. Источники индусского и мусульманского права.
- 17. Компаративистика, её роль в изучении правовой реальности.
- 18. Философия права как сфера юриспруденции. Отрасли философии права.
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурация
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Соціальна та особистісна цінність права.
- 24. Предмет и метод правового регулирования. Составляющие метода правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды. Отраслевые и специальные правовые режимы.
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Абстрактная и казуальная форма правовой нормы.
- 28. Классификация правовых норм. Диспозитивные нормы права.
- 29. Понятие и признаки правового отношения. Юридическая форма и социальное содержание правоотношений.
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Юридические факты-состояния. Фактический состав.
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовое мышление. Правовой менталитет.
- 33. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 34.Правовая культура общества и ее компоненты. Правовая культура и правовая жизнь как категории юриспруденции.
- 35. Субъект права и правосознание и правовая культура личности. Правовая активность личности.
- 35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы.
- 36. Правовые аксиомы, правовые презумпции, правовые фикции.
- 37. Юридическая концепция прав человека. Правовой статус личности.
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Проблема становления четвёртого поколения прав человека.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания
- 42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 45. Источники права. Первичные, производные и дополнительные источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества (нормотворчества).
- 47. Юридическая практика: понятие и виды. Роль судебной практики в правовой системе Украины.
- 49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды
- 50. Аномалии в правовой жизни: правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой догматизм.
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право. Особенности формирования частного права в Украине.
- 55. Материальное и процессуальное право. Соотношение материального и процессуального права в разных правовых системах.
- 56. Реализация права. Формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование права.
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права.
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права.
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 60. Правоприменительные акты: понятие и виды. Простые и сложные правоприменительные акты.
- 61. Понятие и значение толкования права. Приёмы толкования права.
- 62. Официальное толкование права
- 63. Понятие пробелов в праве. Действительные и мнимые пробелы в праве. Устранение и преодоление пробелов в праве.
- 64. Понятие и виды правового поведения. Юридически нейтральное поведение.
- 65. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения. Законопослушное поведение.
- 66. Кодификация и инкорпорация, их соотношение и разновидности
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 71. Государственное (правовое) принуждение. Меры государственного принуждения: юридическая ответственности, меры защиты, профилактические меры.
- 72. Понятие государства. Сильное и слабое государство. Государство и гражданское общество
- 73. Суверенитет государства. Внешний и внутренний суверенитет государства. Государства и надгосударственные образования.
- 74. Современное и досовременное государство. Признаки современного государства.
- 75. Государственная власть. Единство и разделение властей. Ветви государственной власти в современной Украине.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 78. Законодательная власть и ее функции
- 79. Судебная власть и осуществление правосудия
- 80. Исполнительная власть и ее механизм
- 81. Государственное управление и местное самоуправление
- 82. Государство в политической системе общества. Государство и группы давления (лоби).
- 83. Конституционное государство и его характерные черты. Конституционное и правовое государство.
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 85. Концепция правового государства. Украина как правовое государство
- 86. Государственные органы и их классификация. Центральные и местные государственные органы.
- 87. Номенклатура функций государства. Функции государства и государственные услуги.
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы.
- 89. Форма правления. Форма государственного устройства и государственный режим
- 90. Армия как институт государства. Правовой статус военнослужащих.
- 91. Налоги и налоговая функция современного государства. Проблема эффективности налоговой политики в Украине.
- 92. Аграрная политика современного государства. Защита прав сельскохозяйственного производителя в Украине.
- 93. Инновационная политика современного государства. Особенности инновационной политики в Украине.
- 94. Контрольная власть и ее институты. Институт омбудсмена (народный правозащитник) и его особенности.
- 95. Демократический и бюрократический принцип организации государства. Бюрократия и бюрократизм в осуществлении государственной власти.
- 96. Элитарный характер государства. Специфика формирования юридической элиты в Украине. Юридическое образование и юридическая элита.
- 97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство.
- 98. Экологическая политика государства. Экологическое государство. Экологизация законодательства.
- 99. Этика и эстетика государства. Образ государства и имиджевая политика.