logo
шпора на гос

92. Аграрная политика современного государства. Защита прав сельскохозяйственного производителя в Украине.

Главный принцип свободного рынка (игра спроса и предложения) зачастую не срабатывает в экономике сельского хозяйства. Потому государство проявляет высокий уровень активности в регулировании этой сферы, рассматривая в качестве целей государственного регулирования в сельском хозяйстве: 1) содействие техническому прогрессу и рационализации сельскохозяйственного производства, повышению его эффективности: 2) обеспечение занятости в аграрном секторе и жизненного уровня сельского населения; 3) стабилизацию рынка сельскохозяйственной продукции: 4) гарантированное снабжение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией по разумным ценам.

Государство устанавливает минимальные цены на сельскохозяйственные продукты, чем обеспечивает защиту производителей от резкого падения цен. Внутренний рынок государство защищает от дешевого импорта сельскохозяйственной продукции и чрезмерных колебаний цен с помощью дополнительных ввозных пошлин. Во многих государствах используется сельскохозяйственная аренда. При этом принципы установления размеров арендной платы существенно различаются: от полной договорной свободы сторон в отношении всех условий (Германия) до чрезмерной зарегламентированности во всех деталях прав и обязанностей участников (Франция). С изменением экономической ситуации понятие сельскохозяйственной аренды меняется в сторону усиления защиты арендатора от арендодателя. Так, в законодательстве Франции достигнуто равновесие между правом собственности и правом сельскохозяйственной аренды и под земледельцем понимается и собственник, и арендатор.

Особое значение приобрела проблема Единой аграрной политики как комплекса мер, разрабатываемых наднациональными органами Европейского Союза и проводимых государствами-членами в аграрной сфере, которая включает регулирование сельскохозяйственных рынков, структуры сельскохозяйственной региональной политики. Наднациональное государственное вмешательство целесообразно, так как его механизм корректируют стихийные рыночные процессы в общих интересах ограничения производства во избежание сверхпроизводства, обеспечивает защиту доходов земледельца, стимулирование экспорта субсидиями. Европейские механизмы контроля должны обеспечивать сочетание интересов потребителей, производителей и государства в целях сохранения природы, сельского ландшафта, уважения автономии экономических партнеров, обеспечения инициативы и ответственности земледельца. Усиливается значение отраслей, занимающихся переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, которые обеспечивают развитие всего сельскохозяйственного производства. Их предприятия играют ведущую роль в поисках рынков, приспособлении продукции к вкусам потребителей и определении ритма производства.

Для установления цен и приемлемых для потребителей, которые одновременно способны конкурировать с иностранной продукцией, государствами используются такие механизмы: а) ограничение производства; б) поддержка земледельцев для улучшения условий производства; в) временное хранение по решению государственных властей чрезмерного количества сельскохозяйственной продукции; г) стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции субсидиями; д) сокращение стоимости производства путем предотвращения повышения цен на землю; е) сдерживание арендной платы за землю; ж) прямые выплаты государства земледельцам.

Эффективность влияния на цены может быть достигнута и гарантирована только хорошим управлением, что не обязательно должно осуществляться исключительно государством. Профессиональные организации и объединения производителей сельскохозяйственной продукции могут выступать и как посредники, и как эксперты по проблемам рынка. Их беспристрастная деятельность создает возможности для более эффективной организации управления сельскохозяйственным производством.