62. Официальное толкование права
От правового положения субъектов, толкующих право зависит юридическое значение толкования. В этой связи выделяется официальное толкование права как исходящее от компетентных государственных органов или должностных лиц и являющееся юридически обязательным.
Обязательность официального толкования предполагает обязанность правоприменительного органа или лица отыскивать и изучать акты толкования права, вести их учет. Однако главное здесь заключается в обязанности следовать положениям, содержащимся в актах официального толкования при разрешении различного рода юридических ситуаций. Посредством официального толкования обеспечивается единство правоприменительной практики в соответствии с целями правового регулирования. Отсюда невозможно обойти те положения, которые даны в актах официального толкования (интерпретационных актах). При этом следует учитывать различие юридической силы официальных актов толкования права, которая зависит от положения субъекта толкования в системе государственных органов. Официальное толкование подразделяют на аутентичное толкование, т. е. такое, которое исходит от органа, издавшего данный нормативный акт и неаутентичное (легальное) толкование, когда разъяснения дают другие компетентные органы.
В правовой сфере действует целая система разнообразных правовых актов. Все они могут быть подразделены на четыре группы (разновидности): 1) нормативные акты; 2) интерпретационные акты; 3) правоприменительные акты; 4) индивидуальные акты (акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей). Интерпретационные акты представляют собой вид правовых актов, содержащих разъяснение нормативных предписаний (правовых норм) либо порядка их применения. Акты официального толкования (интерпретационные акты) — это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и содержащие разъяснения норм права либо порядка их применения. Они не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами (правовыми актами), которые ими толкуются; отмена нормативного акта влечет за собой утрату юридической силы интерпретационного акта.
Среди особенностей интерпретационных актов следующие: они представляют собой разъяснение правовых норм; содержат в тексте конкретизирующие положения; действуют только в единстве, с нормативными актами; не являются источниками права; отмена нормативного акта влечет за собой утрату юридической силы интерпретационного акта. В системе интерпретационных актов особое значение имеют акты Конституционного Суда, которые определяют существующую систему правового регулирования и перспективу дальнейшего законотворчества.
Виды актов официального толкования права:
1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного и казуального толкования. Акты нормативного толкования адресуются правоприменительным органам и содержат общие разъяснения правовых норм, которыми правоприменитель обязан руководствоваться во всех случаях, когда возникает необходимость применить разъясняемую норму права. Например, Постановление Пленума Верховного Суда Украины №9 «О применении Конституции при осуществлении правосудия» является актом нормативного толкования.
Акты казуального толкования обязательны только в отношении конкретного юридического дела. Они содержатся в мотивировочной части судебных решений и приговоров, где суд разъясняет, какие именно нормы права и почему он считает нужным применить в этой ситуации;
2) в зависимости от субъекта издания различают акты аутентичного толкования и акты делегированного (легального) толкования. Акты аутентичного толкования издаются органами, которыми был издан разъясняемый акт. Оценка таких актов в литературе неоднозначна. Принципы правового государства и разделения властей не допускают аутентичного толкования, дабы исключить произвол законодателя. Но в национальной юридической практике аутентичное толкование законов имело место до формирования Конституционного Суда Украины. Акты делегированного (легального) толкования издаются специально уполномоченными на то государственными органами. Наибольшую значимость среди актов легального толкования имеют решения и заключения Конституционного Суда Украины, а также постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Украины;
3) в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Например, правотворческий характер носят решения Конституционного Суда Украины, которыми прекращается действие нормативно-правового акта, признанного не соответствующим Конституции. Правоприменительные интерпретационные акты могут выступать в качестве самостоятельного правового акта либо вплетаются в содержание правоприменительного акта, как правило, в его мотивировочную часть.
- 1.Предмет теории государства и права. Функции тгп.
- 2. Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы и методы.
- 3.Первичное и производное возникновение государства. Договорная терия возникновения государства.
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права.
- 5. Соотношение государства и права. Этатистское и правовое государство.
- 6. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.
- 7. Объект, предмет и цель юриспруденции. Правоведение и государствоведение.
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и рпактике.
- 9. Герменевтический метод в юриспруденции. Искусство интерпретации и понимания в правовой сфере.
- 10. Юридическая антропология и её значение. Право в человеке – человек в праве.
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное, ненормативное и индивидуальное регулирование.
- 12. Нормативний, соціологічний,філософський підходи до права. Визначення права.
- 13. Правові системи. Національні, інтегративні й міжнародна правові системи.
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые семьи. Источники индусского и мусульманского права.
- 17. Компаративистика, её роль в изучении правовой реальности.
- 18. Философия права как сфера юриспруденции. Отрасли философии права.
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурация
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Соціальна та особистісна цінність права.
- 24. Предмет и метод правового регулирования. Составляющие метода правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды. Отраслевые и специальные правовые режимы.
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Абстрактная и казуальная форма правовой нормы.
- 28. Классификация правовых норм. Диспозитивные нормы права.
- 29. Понятие и признаки правового отношения. Юридическая форма и социальное содержание правоотношений.
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Юридические факты-состояния. Фактический состав.
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовое мышление. Правовой менталитет.
- 33. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 34.Правовая культура общества и ее компоненты. Правовая культура и правовая жизнь как категории юриспруденции.
- 35. Субъект права и правосознание и правовая культура личности. Правовая активность личности.
- 35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы.
- 36. Правовые аксиомы, правовые презумпции, правовые фикции.
- 37. Юридическая концепция прав человека. Правовой статус личности.
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Проблема становления четвёртого поколения прав человека.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания
- 42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 45. Источники права. Первичные, производные и дополнительные источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества (нормотворчества).
- 47. Юридическая практика: понятие и виды. Роль судебной практики в правовой системе Украины.
- 49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды
- 50. Аномалии в правовой жизни: правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой догматизм.
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право. Особенности формирования частного права в Украине.
- 55. Материальное и процессуальное право. Соотношение материального и процессуального права в разных правовых системах.
- 56. Реализация права. Формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование права.
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права.
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права.
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 60. Правоприменительные акты: понятие и виды. Простые и сложные правоприменительные акты.
- 61. Понятие и значение толкования права. Приёмы толкования права.
- 62. Официальное толкование права
- 63. Понятие пробелов в праве. Действительные и мнимые пробелы в праве. Устранение и преодоление пробелов в праве.
- 64. Понятие и виды правового поведения. Юридически нейтральное поведение.
- 65. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения. Законопослушное поведение.
- 66. Кодификация и инкорпорация, их соотношение и разновидности
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 71. Государственное (правовое) принуждение. Меры государственного принуждения: юридическая ответственности, меры защиты, профилактические меры.
- 72. Понятие государства. Сильное и слабое государство. Государство и гражданское общество
- 73. Суверенитет государства. Внешний и внутренний суверенитет государства. Государства и надгосударственные образования.
- 74. Современное и досовременное государство. Признаки современного государства.
- 75. Государственная власть. Единство и разделение властей. Ветви государственной власти в современной Украине.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 78. Законодательная власть и ее функции
- 79. Судебная власть и осуществление правосудия
- 80. Исполнительная власть и ее механизм
- 81. Государственное управление и местное самоуправление
- 82. Государство в политической системе общества. Государство и группы давления (лоби).
- 83. Конституционное государство и его характерные черты. Конституционное и правовое государство.
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 85. Концепция правового государства. Украина как правовое государство
- 86. Государственные органы и их классификация. Центральные и местные государственные органы.
- 87. Номенклатура функций государства. Функции государства и государственные услуги.
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы.
- 89. Форма правления. Форма государственного устройства и государственный режим
- 90. Армия как институт государства. Правовой статус военнослужащих.
- 91. Налоги и налоговая функция современного государства. Проблема эффективности налоговой политики в Украине.
- 92. Аграрная политика современного государства. Защита прав сельскохозяйственного производителя в Украине.
- 93. Инновационная политика современного государства. Особенности инновационной политики в Украине.
- 94. Контрольная власть и ее институты. Институт омбудсмена (народный правозащитник) и его особенности.
- 95. Демократический и бюрократический принцип организации государства. Бюрократия и бюрократизм в осуществлении государственной власти.
- 96. Элитарный характер государства. Специфика формирования юридической элиты в Украине. Юридическое образование и юридическая элита.
- 97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство.
- 98. Экологическая политика государства. Экологическое государство. Экологизация законодательства.
- 99. Этика и эстетика государства. Образ государства и имиджевая политика.