94. Контрольная власть и ее институты. Институт омбудсмена (народный правозащитник) и его особенности.
Вопрос о разделении властей в современных условиях приобретает новые характеристики. Так, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью отмечается становление контрольной власти. Постепенно складываются институты контрольной власти, обладающие спецификой правового положения, которые осуществляют контроль от имени государства и принципиально отличаются от ведомственного и специализированного контроля. Обособление органов контрольной власти четко обозначилось в конституциях, принятых в течение нескольких последних десятилетий. Обычно среди органов контрольной власти называют: конституционный суд, прокуратуру, счетную палату и омбудсмена. Поскольку у любого государства наряду с законодательной, управленческой и судебной функциями есть контрольная функция, то отпочкование институтов национальной системы контроля и их консолидация в контрольную власть, по-видимому, дело ближайшей перспективы развития государства.
В системе контрольной власти институт омбудсмена превращается в один из важнейших в деле обеспечения прав и свобод граждан. Он возник в Швеции, и с середины XX столетия началось триумфальное шествие этого института по государствам и цивилизациям. Концепция шведского омбудсмена послужила исходной моделью для становления этого нового института во многих современных государствах.
Правовой статус омбудсмена определяется конституциями государств и специальными актами парламентов. В большинстве государств омбудсмен назначается парламентом, подотчетен парламенту, а в период между сессиями парламента — перед специальным парламентским комитетом. Институт омбудсмена (в Украине Уполномоченный Верховной Рады по правам человека) не претендует на монополию в защите прав граждан, однако призван гарантировать помощь как беспристрастный и квалифицированный орган государства, который действует не формально, безотлагательно и бесплатно. Этот институт сочетает, властные начала и демократичность, высокую степень открытости и публичности.
Границы деятельности омбудсмена определяются: во-первых, рассмотрением жалоб, поступающих через парламентариев (парламентский фильтр); во-вторых, установлением компетенции, не распространяемой на судебную деятельность; в-третьих, тем, что это должна быть жалоба гражданина на действия должностных лиц. Персонал, работающий при омбудсмене, составляет от 60 до 100 человек. Все чаще назначается не один, а несколько омбудсменов: по охране частной жизни, по защите прав потребителей, по национальным вопросам, по военным делам и т. д. Омбудсмены действуют как по жалобам граждан, так и по своей собственной инициативе.
Будучи самостоятельным государственным, а не парламентским органом, омбудсмен не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной власти. Хотя деятельность омбудсмена непосредственно исходит от парламента, выполняемые им функции предполагают независимость от тех, кто его назначает. Омбудсмен осуществляет контроль за теми административными органами, которые остаются вне других форм парламентского контроля. В некоторых странах контроль омбудсмена распространяется только на отдельные сферы деятельности администрации (в Германии только военная сфера), в ряде стран охватывает не только администрацию, но и суды, и органы местного самоуправления (Швеция).
Право контроля не представляет омбудсмену возможность отменять или изменять решения соответствующего государственного органа. Омбудсмен лишь дает этим органам рекомендации, а если они не выполняются, то обращается к парламенту. Регулярный отчет перед парламентом входит в обязанности омбудсмена. Для выполнения своих функций омбудсмен наделен правом истребовать от государственных органов и должностных лиц необходимые материалы и документы. Таким образом, институт омбудсмена выступает как контролирующий орган, уполномоченный парламентом, а его деятельность направлена на защиту законных прав, свобод и законных интересов граждан по результатам действия или бездействия государственных органов или должностных лиц.
- 1.Предмет теории государства и права. Функции тгп.
- 2. Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы и методы.
- 3.Первичное и производное возникновение государства. Договорная терия возникновения государства.
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права.
- 5. Соотношение государства и права. Этатистское и правовое государство.
- 6. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.
- 7. Объект, предмет и цель юриспруденции. Правоведение и государствоведение.
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и рпактике.
- 9. Герменевтический метод в юриспруденции. Искусство интерпретации и понимания в правовой сфере.
- 10. Юридическая антропология и её значение. Право в человеке – человек в праве.
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное, ненормативное и индивидуальное регулирование.
- 12. Нормативний, соціологічний,філософський підходи до права. Визначення права.
- 13. Правові системи. Національні, інтегративні й міжнародна правові системи.
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые семьи. Источники индусского и мусульманского права.
- 17. Компаративистика, её роль в изучении правовой реальности.
- 18. Философия права как сфера юриспруденции. Отрасли философии права.
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурация
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Соціальна та особистісна цінність права.
- 24. Предмет и метод правового регулирования. Составляющие метода правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды. Отраслевые и специальные правовые режимы.
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Абстрактная и казуальная форма правовой нормы.
- 28. Классификация правовых норм. Диспозитивные нормы права.
- 29. Понятие и признаки правового отношения. Юридическая форма и социальное содержание правоотношений.
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Юридические факты-состояния. Фактический состав.
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовое мышление. Правовой менталитет.
- 33. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 34.Правовая культура общества и ее компоненты. Правовая культура и правовая жизнь как категории юриспруденции.
- 35. Субъект права и правосознание и правовая культура личности. Правовая активность личности.
- 35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы.
- 36. Правовые аксиомы, правовые презумпции, правовые фикции.
- 37. Юридическая концепция прав человека. Правовой статус личности.
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Проблема становления четвёртого поколения прав человека.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания
- 42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 45. Источники права. Первичные, производные и дополнительные источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества (нормотворчества).
- 47. Юридическая практика: понятие и виды. Роль судебной практики в правовой системе Украины.
- 49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды
- 50. Аномалии в правовой жизни: правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой догматизм.
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право. Особенности формирования частного права в Украине.
- 55. Материальное и процессуальное право. Соотношение материального и процессуального права в разных правовых системах.
- 56. Реализация права. Формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование права.
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права.
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права.
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 60. Правоприменительные акты: понятие и виды. Простые и сложные правоприменительные акты.
- 61. Понятие и значение толкования права. Приёмы толкования права.
- 62. Официальное толкование права
- 63. Понятие пробелов в праве. Действительные и мнимые пробелы в праве. Устранение и преодоление пробелов в праве.
- 64. Понятие и виды правового поведения. Юридически нейтральное поведение.
- 65. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения. Законопослушное поведение.
- 66. Кодификация и инкорпорация, их соотношение и разновидности
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 71. Государственное (правовое) принуждение. Меры государственного принуждения: юридическая ответственности, меры защиты, профилактические меры.
- 72. Понятие государства. Сильное и слабое государство. Государство и гражданское общество
- 73. Суверенитет государства. Внешний и внутренний суверенитет государства. Государства и надгосударственные образования.
- 74. Современное и досовременное государство. Признаки современного государства.
- 75. Государственная власть. Единство и разделение властей. Ветви государственной власти в современной Украине.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 78. Законодательная власть и ее функции
- 79. Судебная власть и осуществление правосудия
- 80. Исполнительная власть и ее механизм
- 81. Государственное управление и местное самоуправление
- 82. Государство в политической системе общества. Государство и группы давления (лоби).
- 83. Конституционное государство и его характерные черты. Конституционное и правовое государство.
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 85. Концепция правового государства. Украина как правовое государство
- 86. Государственные органы и их классификация. Центральные и местные государственные органы.
- 87. Номенклатура функций государства. Функции государства и государственные услуги.
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы.
- 89. Форма правления. Форма государственного устройства и государственный режим
- 90. Армия как институт государства. Правовой статус военнослужащих.
- 91. Налоги и налоговая функция современного государства. Проблема эффективности налоговой политики в Украине.
- 92. Аграрная политика современного государства. Защита прав сельскохозяйственного производителя в Украине.
- 93. Инновационная политика современного государства. Особенности инновационной политики в Украине.
- 94. Контрольная власть и ее институты. Институт омбудсмена (народный правозащитник) и его особенности.
- 95. Демократический и бюрократический принцип организации государства. Бюрократия и бюрократизм в осуществлении государственной власти.
- 96. Элитарный характер государства. Специфика формирования юридической элиты в Украине. Юридическое образование и юридическая элита.
- 97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство.
- 98. Экологическая политика государства. Экологическое государство. Экологизация законодательства.
- 99. Этика и эстетика государства. Образ государства и имиджевая политика.