24. Предмет и метод правового регулирования. Составляющие метода правового регулирования.
В юридической литературе обычно в качестве предмета правового регулирования рассматриваются общественные отношения. Вместе с тем последнее время отмечается (В. Н. Протасов), что это неоправданное ограничение предмета, поскольку любая специальная сфера, которая становится сферой, регулируемой правом, включает: а) людей, без которых невозможно существование социальных связей, б) социальные связи, зависимости и разграничения, в) поведение людей. Поэтому, если не сводить предмет правового регулирования к общественным отношениям, то он включает: нормативно установленный круг участников правоотношений (субъектов права), с определением их признаков; указание на обстоятельства, с которыми связывается действие правовых норм, определение вариантов возможного или требуемого поведения; требования к объектам правовой деятельности и перечень объектов интереса.
Метод правового регулирования представляет собой единство всех составляющих его элементов. Однако применительно к каждой социальной сфере складывается свое особое их сочетание, которое дает существующее разнообразие методов правового регулирования.
Методы правового регулирования разделяются на: Императивный метод или метод властных предписаний содержит, как правило, нормы-запреты. Он характерен, прежде всего, для уголовного и административногоправа. Диспозитивный метод дает возможность субъектам самим определять правила своей деятельности в пределах закона. Он присущ гражданскому и коммерческому праву. Метод координации предполагает одинаковое (равное) положение участников. Он используется в гражданском праве, процессуальном праве и др. Метод субординации связан с подчиненностью участников правового отношения друг к другу. Он характерен для административного права. Метод ограничений связан с установлением запретов и наказаний, что свойственно уголовному и административному праву. Метод стимулирования связан с использованием поощрений, стимулов и льгот. Он широко используется для материальной заинтересованности работников в сфере трудового права.
Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки.
- это отношения, в которых находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.
- в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.
- отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.
- эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте), обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы, и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах».
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования.
В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес.
В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
Необходимо также сказать о способах правового регулирования. Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ - обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ - запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать:
- применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение);
- предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения;
- стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).
На основе соотношения общих дозволений и запретов в юридической литературе и в правовой жизни сложились две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
1. Дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью гражданского права.
2. Запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
- 1.Предмет теории государства и права. Функции тгп.
- 2. Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы и методы.
- 3.Первичное и производное возникновение государства. Договорная терия возникновения государства.
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права.
- 5. Соотношение государства и права. Этатистское и правовое государство.
- 6. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.
- 7. Объект, предмет и цель юриспруденции. Правоведение и государствоведение.
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и рпактике.
- 9. Герменевтический метод в юриспруденции. Искусство интерпретации и понимания в правовой сфере.
- 10. Юридическая антропология и её значение. Право в человеке – человек в праве.
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное, ненормативное и индивидуальное регулирование.
- 12. Нормативний, соціологічний,філософський підходи до права. Визначення права.
- 13. Правові системи. Національні, інтегративні й міжнародна правові системи.
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые семьи. Источники индусского и мусульманского права.
- 17. Компаративистика, её роль в изучении правовой реальности.
- 18. Философия права как сфера юриспруденции. Отрасли философии права.
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурация
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Соціальна та особистісна цінність права.
- 24. Предмет и метод правового регулирования. Составляющие метода правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды. Отраслевые и специальные правовые режимы.
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Абстрактная и казуальная форма правовой нормы.
- 28. Классификация правовых норм. Диспозитивные нормы права.
- 29. Понятие и признаки правового отношения. Юридическая форма и социальное содержание правоотношений.
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Юридические факты-состояния. Фактический состав.
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовое мышление. Правовой менталитет.
- 33. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 34.Правовая культура общества и ее компоненты. Правовая культура и правовая жизнь как категории юриспруденции.
- 35. Субъект права и правосознание и правовая культура личности. Правовая активность личности.
- 35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы.
- 36. Правовые аксиомы, правовые презумпции, правовые фикции.
- 37. Юридическая концепция прав человека. Правовой статус личности.
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Проблема становления четвёртого поколения прав человека.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания
- 42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 45. Источники права. Первичные, производные и дополнительные источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества (нормотворчества).
- 47. Юридическая практика: понятие и виды. Роль судебной практики в правовой системе Украины.
- 49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды
- 50. Аномалии в правовой жизни: правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой догматизм.
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право. Особенности формирования частного права в Украине.
- 55. Материальное и процессуальное право. Соотношение материального и процессуального права в разных правовых системах.
- 56. Реализация права. Формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование права.
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права.
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права.
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 60. Правоприменительные акты: понятие и виды. Простые и сложные правоприменительные акты.
- 61. Понятие и значение толкования права. Приёмы толкования права.
- 62. Официальное толкование права
- 63. Понятие пробелов в праве. Действительные и мнимые пробелы в праве. Устранение и преодоление пробелов в праве.
- 64. Понятие и виды правового поведения. Юридически нейтральное поведение.
- 65. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения. Законопослушное поведение.
- 66. Кодификация и инкорпорация, их соотношение и разновидности
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 71. Государственное (правовое) принуждение. Меры государственного принуждения: юридическая ответственности, меры защиты, профилактические меры.
- 72. Понятие государства. Сильное и слабое государство. Государство и гражданское общество
- 73. Суверенитет государства. Внешний и внутренний суверенитет государства. Государства и надгосударственные образования.
- 74. Современное и досовременное государство. Признаки современного государства.
- 75. Государственная власть. Единство и разделение властей. Ветви государственной власти в современной Украине.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 78. Законодательная власть и ее функции
- 79. Судебная власть и осуществление правосудия
- 80. Исполнительная власть и ее механизм
- 81. Государственное управление и местное самоуправление
- 82. Государство в политической системе общества. Государство и группы давления (лоби).
- 83. Конституционное государство и его характерные черты. Конституционное и правовое государство.
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 85. Концепция правового государства. Украина как правовое государство
- 86. Государственные органы и их классификация. Центральные и местные государственные органы.
- 87. Номенклатура функций государства. Функции государства и государственные услуги.
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы.
- 89. Форма правления. Форма государственного устройства и государственный режим
- 90. Армия как институт государства. Правовой статус военнослужащих.
- 91. Налоги и налоговая функция современного государства. Проблема эффективности налоговой политики в Украине.
- 92. Аграрная политика современного государства. Защита прав сельскохозяйственного производителя в Украине.
- 93. Инновационная политика современного государства. Особенности инновационной политики в Украине.
- 94. Контрольная власть и ее институты. Институт омбудсмена (народный правозащитник) и его особенности.
- 95. Демократический и бюрократический принцип организации государства. Бюрократия и бюрократизм в осуществлении государственной власти.
- 96. Элитарный характер государства. Специфика формирования юридической элиты в Украине. Юридическое образование и юридическая элита.
- 97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство.
- 98. Экологическая политика государства. Экологическое государство. Экологизация законодательства.
- 99. Этика и эстетика государства. Образ государства и имиджевая политика.