Психологический анализ
Дескриптивная психологическая теория описывает реальное поведение ЛПР в ситуации выбора альтернатив, выявляет ловушки, эвристики и эффекты, отклоняющие его поведение от рационального выбора.
Якорный эффект. Данный эффект возникает в задачах принятия решений при оценивании людьми как вероятностей случайных событий, так и последствий альтернатив.
Его суть заключается в том, что в процессе оценивания люди непроизвольно «привязываются» к некоторым исходным оценкам, которые были даны кем-то ранее или вообще получены случайным образом. По этой причине якорный эффект также называется эффектом привязки. Оценки, которые играют роль «якоря», как бы притягивают к себе мнение людей, которые, ничего не подозревая, подгоняют под них свои суждения. Очевидно, роль этого эффекта особенно велика при принятии стандартных государственных решений.
Эффект восприятия риска (феномен М. Старра) Данное явление наблюдается в условиях неопределенности, когда принятие решений связано с риском, т. е. возможностью неблагоприятного исхода. В «рискованных» ситуациях важную роль играет такое личностное качество людей, как склонность к риску.
Исследования показывают, что она может изменяться в зависимости от того, как человек оказался в проблемной ситуации. Если он добровольно ставит перед собой цели и принимает решения для их достижения, то его склонность к риску увеличивается. Другими словами, в этом случае люди воспринимают риск положительно и готовы примириться с ним ради возможности достигнуть значимую для себя цель. Такое восприятие риска характерно для деятельности людей в политике, бизнесе, военном деле, спорте и других областях, связанных с высокой неопределенностью. С другой стороны, в ситуациях «принудительного» риска, в которые человек попадает не по своей воле, его отношение к риску изменяется на противоположное. Например, люди резко отрицательно относятся к строительству опасных объектов, таких как атомные электростанции или химические производства, вблизи своих городов, поскольку они вынужденно оказываются в ситуации постоянного риска. Как отмечает М. Старр, «мы не позволяем другим делать с нами то, что счастливы делать сами».
Таким образом, в условиях добровольного и навязанного выбора у людей возникает разное отношение к риску. По этой причине эффект восприятия риска иногда называют явлением «асимметрии добровольного и навязанного выбора».
Данный эффект позволяет объяснить ситуации резкого противостояния населения и чиновников, принимающих рискованные решения, например, поводу размещения экологически небезопасных объектов. Действительно, для населения, без ведома которого данное решение было принято, оно представляется гораздо более рискованным, нежели для чиновника или политика. Данное обстоятельно дает еще один аргумент по поводу привлечения населения к разработке государственных решений, реализации концепции «социального участи»
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение