Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
Административная реформа45ориентирует органы власти и подведомственные организации на количественную оценку результатов деятельности вообще и принимаемых решений в частности. Как указывалось ранее для реализации установок административной реформы необходима работа в коммуникативной модели управления.
Коммуникативные тенденции нашли отражение и в новом понимании эффективности социального управления. В соответствии с ним речь идет, действительно не только об эффективности средств достижения целей, но и об эффективности самих целей.
«Высказывая мнение об административных программах, мы разделяем оценку на две части: (1) каковы цели, в соответствие с которыми будет осуществляться некий план; (2) насколько эффективным в действительности будет этот план», — пишет, например Г.Саймон46.
Новая социальная интерпретация рациональности находит свое отражение, прежде всего, в процедурах оценки эффективности по этим двум аспектам. Как оценить эффективность целей управления? По мнению Саймона, оценка состоит, во-первых, в определения того, какие и чьи ценности лежат в основе целей и насколько они соотносятся с ценностями граждан. При этом выявление этого соответствия тем сложнее, чем больше задач одновременно решает орган управления, и чем больше число групп, чьи интересы он представляет. Другой аспект оценки эффективности — оценка эффективности выбранного метода реализации. Эта процедура не менее сложна. Старое понимание эффективности, ориентированное только на экономический анализ «затраты-выгоды», применим только для отдельных аспектов государственного управления. В целом результативность государственного управления определяют в рамках целевого подхода, т.е. измерения степени достижения целей управления. Поскольку и сама система целей представляет собой, с одной стороны, объект оценки с точки зрения ее эффективности, а с другой — предмет согласования различных позиций и ценностей, оценка результативности возможно только в рамках расширенного понимания рациональности и эффективности, с позиций социальной эффективности.
Так М.Хольцер подчеркивает, что анализ «затраты-выгоды» в государственном управлении происходит в рамках дихотомии социальная справедливость — экономическая эффективность. При этом оценка результативности или производительности в государственном секторе производится на основе следующих критериев: оценке прямого внешнего «выпуска» (количества и качества услуг), измерения внешних косвенных данных (повышения качества жизни населения), оценке внутреннего продукта (повышение квалификации и уровня переподготовки кадров).47
Подобная оценка, как и оценка эффективности целей административных программ, может быть осуществлена только в постоянном диалоге с населением, поскольку именно удовлетворение потребностей населения является, в конечном счете, конечным критерием эффективности. Такой диалог, необходимый и при постановке целей и при оценке результатов программ, может осуществляться в формах социальных экспертиз и всевозможных общественных советов, посредством специально организованных постоянных опросов населения, через деятельность депутатов и общественных организаций, благодаря усилиям средств массовой информации и политических объединений. Осуществление всех этих форм сотрудничества власти и общественности, происходящего в контексте функционирования и развития гражданского общества, и представляет собой осуществление договорно-переговорной идеологии установления принципов социальной справедливости.
Оказывается, что повышение рациональности и эффективности государственных решений напрямую связано с процессом демократизации, укрепления самоуправления и построения гражданского общества.
Итак, при оценке эффективности государственного управления применяются модели экономической и, главным образом, социальной эффективности. Для оценки эффективности государственного решения используется понятия «целевой эффективности». Совершенствования методологии и методики оценки эффективности решений приобретает особую актуальность в контексте задач административной реформы.
Задание 5. Определите условия развития процедуры оценки эффективности в контексте задач административной реформы.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение