Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
Переход России к рыночной модели экономики предопределил отказ о централизованного директивного планирования. В настоящее время на государственном уровне объектами планирования являются социально-экономические показатели развития страны, регионов, муниципальных образований, отдельных секторов экономики, социальной сферы, духовного производства и др.
Основу процесса разработки планов составляют следующие документы:
Концепция социально-экономического развития территории (страны, субъекта РФ, территории муниципального образования), включающая уровень развития производительных сил, роль государства в отношении уникальных и дефицитных ресурсов, характер использования производительных сил, интересы и др. разделы.
Программы (целевые, комплексные) перспективного развития отдельных отраслей регионального развития, отраслей социальной сферы или производственных образований.
Рабочие планы мероприятий по реализации принятых проектов
В зависимости от роли и значения целевые программы могут иметь федеральный, региональный или муниципальный статус. Федеральные программы, как правило, имеют региональный аспект.
Важную роль в реализации перспективных планов играет стратегическое планирование. В государственном и муниципальном управлении США с начала 70-х годов прошлого столетия, в Великобритании – с 2000 г. каждый орган местного самоуправления обязан разрабатывать планы развития подведомственной территории. В современной России только начинает складываться практика долгосрочного стратегического планирования.
Под государственным стратегическим планированием понимается регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности44.
Необходимость сочетания рыночных механизмов и тех или иных форм прогнозирования и планирования на стратегическом уровне все больше осознается политиками и учеными. На создание единой системы прогнозирования и планирования направлен Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», разработанный Минэкономразвития России.
Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» предполагает, что будет создана единая система государственного прогнозирования и планирования на федеральном уровне. Он предполагает, что на федеральном уровне будут разрабатываться следующие документы:
стратегический прогноз устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;
прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
стратегия национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период;
концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации;
генеральная схема расселения на территории Российской Федерации;
отраслевые документы государственного стратегического планирования;
стратегии социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий;
основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период;
государственная программа Российской Федерации;
государственная программа вооружения Российской Федерации;
схемы территориального планирования Российской Федерации;
федеральная целевая программа.
К документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым в субъектах Российской Федерации, будут относиться:
стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
схема расселения на территории субъекта Российской Федерации;
прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
схема территориального планирования субъекта Российской Федерации;
программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период;
государственная программа субъекта Российской Федерации.
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение