logo
Фахрутдинова УП_Пр и исп Гос реш 02_12_13

Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики

Переход России к рыночной модели экономики предопределил отказ о централизованного директивного планирования. В настоящее время на государственном уровне объектами планирования являются социально-экономические показатели развития страны, регионов, муниципальных образований, отдельных секторов экономики, социальной сферы, духовного производства и др.

Основу процесса разработки планов составляют следующие документы:

  1. Концепция социально-экономического развития территории (страны, субъекта РФ, территории муниципального образования), включающая уровень развития производительных сил, роль государства в отношении уникальных и дефицитных ресурсов, характер использования производительных сил, интересы и др. разделы.

  2. Программы (целевые, комплексные) перспективного развития отдельных отраслей регионального развития, отраслей социальной сферы или производственных образований.

  3. Рабочие планы мероприятий по реализации принятых проектов

В зависимости от роли и значения целевые программы могут иметь федеральный, региональный или муниципальный статус. Федеральные программы, как правило, имеют региональный аспект.

Важную роль в реализации перспективных планов играет стратегическое планирование. В государственном и муниципальном управлении США с начала 70-х годов прошлого столетия, в Великобритании – с 2000 г. каждый орган местного самоуправления обязан разрабатывать планы развития подведомственной территории. В современной России только начинает складываться практика долгосрочного стратегического планирования.

Под государственным стратегическим планированием понимается регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности44.

Необходимость сочетания рыночных механизмов и тех или иных форм прогнозирования и планирования на стратегическом уровне все больше осознается политиками и учеными. На создание единой системы прогнозирования и планирования направлен Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», разработанный Минэкономразвития России.

Проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» предполагает, что будет создана единая система государственного прогнозирования и планирования на федеральном уровне. Он предполагает, что на федеральном уровне будут разрабатываться следующие документы:

К документам государственного стратегического планирования, разрабатываемым в субъектах Российской Федерации, будут относиться: