§2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
Частная детективная и охранная деятельность-это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В отличие от правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, носящего служебный характер, нормативно-правовая регламентация частного сыска и охраны не имеет столь жесткого отнесения к правоохранительной функции государства. Нацеленность частной детективной и охранной деятельности на защиту частных законных прав и интересов своих клиентов предполагает детальное регулирование возникающих, происходящих и прекращающихся в ней правовых отношений между сторонами (субъектом частного сыска или охраны и клиентом).
Действующие в Российской Федерации нормативно-правовые акты, совокупность которых составляет правовую основу регламентации частной детективной и охранной деятельности, можно систематизировать по 4 группам1.
Первая группа состоит из фундаментальных источников правового регулирования –
Конституции РФ;
Уголовного кодекса РФ;
Кодекса об административных правонарушениях;
части I Гражданского кодекса РФ.
Вторая группа - это законы Российской Федерации, в том числе –
Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
Закон «Об оружии»;
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
другие законы.
Третья группа это иные нормативно-правовые акты, такие как –
указы Президента РФ,
акты палат Федерального Собрания,
акты Правительства РФ,
акты государственных органов судебной власти
постановления
Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ,
Высшего Арбитражного Суда РФ.
Например:
Постановление Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», которым были утверждены:
«Перечень объектов, подлежащих государственной охране»,
«Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности»,
«Перечень видов вооруженных охранников»,
«Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств».
Четвертая группа - это акты, напрямую не регулирующие частную детективную и охранную деятельность, но содержащие важные положения, без применения которых практически невозможно обойтись при ее осуществлении. Это акты, регулирующие правовые отношения в сфере –
финансов,
труда,
налогообложения,
контроля и надзора за исполнением законов и др.
Например:
Закон РФ «О государственной тайне»,
Закон «Об информации, информатизации и защите информации»,
Постановление Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»,
другие нормативно-правовые акты.
В эту же группу можно отнести и международные договоры и соглашения, заключенные либо признанные Россией, например:
Всеобщая декларация прав человека;
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
Декларация о защите всех лиц от насильственного исчезновения и др.1Основанием отнесения данных документов к источникам правового регулирования частной детективной и охранной деятельности служит статья 15 Конституции РФ, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Законодательством предусмотрены следующие формы создания и деятельности частных детективных и охранных предприятий:
индивидуальные частные детективные предприятия;
объединения частных детективных предприятий;
филиалы объединений частных детективных предприятий;
частные охранные предприятия;
ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов;
службы безопасности на предприятиях.
Соединение охранной и сыскной деятельности законом запрещено. Как исключение, подобное совмещение разрешается:
в случае создания ассоциаций частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов (охранники и частные детективы, как физические лица, не могут быть членами ассоциаций);
в случае создания охранно-сыскных подразделений службы безопасности на предприятиях (при этом служба безопасности предприятия вправе заниматься обеспечением безопасности только создавшего её юридического лица. Она может также содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе).
Действующие частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность. Учредители объединения для получения лицензии представляют в органы внутренних дел соответствующие документы, определенные законом. На основании этих документов органом внутренних дел выдается лицензия сроком на 3 года, после чего осуществляется государственная регистрация объединения в установленном порядке.
Объединения частных детективов могут открывать свои филиалы в разных регионах страны, при этом каждый филиал должен получить лицензию на свою деятельность в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.
Орган внутренних дел, который выдал лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:
нарушения либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением) требований нормативных актов, законов, составляющих правовую основу его деятельности;
неисполнения налоговых и других финансовых обязательств.
Аннулированию решения предшествует предварительное письменное предупреждение органа внутренних дел, в котором точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок устранения допущенных нарушений.
Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих такую деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения с правом юридического лица.
Для сотрудников частных детективных и охранных предприятий и фирм сохраняются гарантии социальной и правовой защиты. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию, при условии уплаты взносов в соответствующие фонды. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью и работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай –
гибели,
получения увечья,
иного повреждения здоровья,
в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
- Санкт-петербургский
- §2.1.1. Правоохранительные органы – понятие, функции, институционально-правовые особенности
- §2.1.2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
- Тема 2.2. Законодательство о правоохранительных органах.
- §2.2.1. Структура нормативной базы дисциплины
- Тема 2.3. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации §2.3.1. Понятие судебной власти и ее основные признаки
- §2.3.2. Правосудие: сущность, характерные черты
- §2.3.3. Конституционные принципы осуществления правосудия
- Принцип законности
- Принцип осуществления правосудия только судом
- Принцип независимости судей
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
- Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту
- Принцип презумпции невиновности
- Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
- Принцип состязательности и равноправия сторон
- Принцип гласности судопроизводства
- Принцип национального языка судопроизводства
- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
- Принцип охраны чести и достоинства личности
- Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
- Тема 2.4. Судебная система и статус судей в российской федерации §2.4.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- §2.4.2. Правовой статус судей
- Тема 2.5. Конституционный суд российской федерации
- §2.5.1. Полномочия Конституционного суда рф
- §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
- Тема 2.6. Деятельность судов общей юрисдикции в российской федерации
- §2.6.1. Правовой статус и система судов общей юрисдикции
- §2.6.2. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации
- Структура Верховного Суда рф
- Судебная Коллегия по гражданским делам, Судебная Коллегия по уголовным делам, Военная Коллегия, Кассационная коллегия
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
- Районные суды
- Мировые судьи
- Военные суды
- Тема 2.7. Арбитражные суды в российской федерации
- §2.7.1. Понятие, задачи и подведомственность арбитражных судов
- §2.7.2. Структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Судебные коллегии
- §2.7.3. Структура и полномочия Федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов рф
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 2.8. Организация прокуратуры в российской федерации
- Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
- Б.Паскаль
- §2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
- §2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
- Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
- §2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
- §2.9.3. Задачи и полномочия органов дознания
- Тема 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации §2.10.1. Министерство внутренних дел: современный государственный статус, структура и функции
- §2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при мвд рф Милиция
- Следственный комитет при мвд рф
- Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации
- §2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности
- §2.11.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности рф, Федеральной службы безопасности рф, органов внешней разведки рф, Федеральных органов государственной охраны
- Совет Безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Органы внешней разведки Российской Федерации
- Федеральные органы государственной охраны
- Тема 2.12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции
- §2.12.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
- §2.12.2. Федеральная служба судебных приставов
- §2.12.3. Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний
- Тема 2.13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в рф
- §2.13.1. Современная система нотариата в Российской Федерации, организационные основы ее деятельности
- §2.13.2. Нотариальные действия и правила их совершения
- §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации
- §2.13.4. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения
- Адвокатский кабинет
- Коллегия адвокатов
- Адвокатское бюро
- Юридическая консультация
- Тема 2.14. Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны
- §2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
- §2.14.2. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации