Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
В соответствии с современным законодательством предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на –
- выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением,
- обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества,
- выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.
Предварительное расследование– самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Они перепроверяются в ходе судебного следствия, составной части судебного разбирательства. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, но осуществляет свое собственное исследование доказательств:
заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей;
изучает заключения экспертов;
осматривает вещественные доказательства и т.д.
Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.
Задачами предварительного расследования являются:
быстрое и полное раскрытие преступления, под которым понимают уста-
новление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;
Поступки людей – это лучшее
толкование их мыслей.
Дж. Локк
изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления;
обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования;
выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления;
принятие мер по обеспечению материального ущерба –
- розыск и изъятие похищенного,
- наложение ареста на имущество и вклады и т.д.
Осуществление предварительного расследования должно основываться на следующих принципах:
осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;
всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;
равенство граждан перед законом и судом;
обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;
презумпция невиновности;
гласность;
неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни и тайны переписки;
публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью.
Предварительное расследование осуществляется уполномоченные на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.
Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие. Предварительное следствие– эторасследование,проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полномураскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельствдела и привлечению виновных к уголовной ответственности.
Предварительное следствие осуществляется: следователями прокуратуры, следователями органов Федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Правом на производство отдельных следственных действий или расследования в полном объеме наделен прокурор, начальник следственного отдела и следователь (в соответствии с УПК РФ). Никакие другие органы и должностные лица не вправе производить предварительное следствие.
Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности» государство признает его виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.
В то же время предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление и в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении (ст. 252 УПК РФ).
Второй формой предварительного расследования является дознание– это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.
Дознание представляет собой производство органом дознания предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ)
Дознание осуществляется в 2-х формах:
- по делам, по которым предварительное следствие необязательно, в порядке, установленном гл.32 УПК РФ
- по делам, по которым предварительное следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.
Дознание осуществляется с соблюдением следующих процессуальных особенностей:
срок производства дознания не более 20 суток, в случае необходимости он может быть продлен прокурором еще до 10 суток;
при необходимости органы дознания могут возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;
по окончании дознания составляется обвинительный акт – процессуальный документ, в котором формулируется обвинение и приводятся доказательства, подтверждающие обвинение и доказательства, на которые ссылается сторона защиты.
К органам, осуществляющим дознание1, относятся:
государственные органы исполнительной власти, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность2:
- органы внутренних дел;
- органы Федеральной службы безопасности;
- федеральные органы государственной охраны;
- органы пограничной службы РФ;
- таможенные органы РФ;
- Служба внешней разведки РФ;
- Министерство юстиции РФ
Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ;
командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания;
главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.
Дознание и предварительное следствие имеют сходство и различия.
Общимдля обеих форм расследования является:
решаемые задачи;
принципы осуществления задач;
процессуальная форма, (закон установил единый порядок производства следственных действий для всех органов дознания и предварительного следствия);
равная юридическая значимость результатов (установленные ими в результате процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение).
Различия состоят в следующем:
состав органов;
методы работы (например, следователь в отличие от органа дознания не осуществляет оперативно-розыскных мероприятий, а лишь дает распоряжение об их проведении органу дознания или специальным оперативным подразделениям);
сроки расследования (на следствие отведено 2 месяца, на дознание – 20 суток);
процессуальный режим (например, когда производство предварительного следствия не обязательно и материалы дознания уже являются основанием для рассмотрения дела в суде);
степень процессуальной самостоятельности следователей и лиц, производящих дознание (органы дознания, в отличие от следствия, наделены правом производить действия оперативно-розыскного характера).
Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Виды оперативно-розыскных мероприятий:
опрос граждан;
наведение справок;
сбор образцов для сравнительного исследования;
проверочная закупка;
исследование предметов и документов;
наблюдение;
отождествление личности;
обследование помещений зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
прослушивание телефонных переговоров;
снятие информации с технических каналов связи;
оперативное внедрение;
контролируемая поставка;
оперативный эксперимент.
Основными процессуальными актами, составляемыми при производстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы.
Постановление– это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствия или дознания. Оно может касаться отдельных процессуальных действий (постановление на обыск, выемку и другие процессуальные действия) или всего дела в целом (постановление о прекращении уголовного дела).
Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания или прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
Протокол– это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона. О производстве каждого следственного действия должен быть составлен протокол (протокол обыска, допроса, следственного эксперимента и т.д.). В соответствии с УПК РФ составляются также протоколы, удостоверяющие факты ознакомления с материалами дела, факт объявления об окончании предварительного расследования и другие.
Таким образом, если протокол – это процессуальный документ описательно-удостоверяющего свойства, то постановление – это документ, в котором выражено решение следователя, обязательное для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
- Санкт-петербургский
- §2.1.1. Правоохранительные органы – понятие, функции, институционально-правовые особенности
- §2.1.2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
- Тема 2.2. Законодательство о правоохранительных органах.
- §2.2.1. Структура нормативной базы дисциплины
- Тема 2.3. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации §2.3.1. Понятие судебной власти и ее основные признаки
- §2.3.2. Правосудие: сущность, характерные черты
- §2.3.3. Конституционные принципы осуществления правосудия
- Принцип законности
- Принцип осуществления правосудия только судом
- Принцип независимости судей
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
- Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту
- Принцип презумпции невиновности
- Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
- Принцип состязательности и равноправия сторон
- Принцип гласности судопроизводства
- Принцип национального языка судопроизводства
- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
- Принцип охраны чести и достоинства личности
- Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
- Тема 2.4. Судебная система и статус судей в российской федерации §2.4.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- §2.4.2. Правовой статус судей
- Тема 2.5. Конституционный суд российской федерации
- §2.5.1. Полномочия Конституционного суда рф
- §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
- Тема 2.6. Деятельность судов общей юрисдикции в российской федерации
- §2.6.1. Правовой статус и система судов общей юрисдикции
- §2.6.2. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации
- Структура Верховного Суда рф
- Судебная Коллегия по гражданским делам, Судебная Коллегия по уголовным делам, Военная Коллегия, Кассационная коллегия
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
- Районные суды
- Мировые судьи
- Военные суды
- Тема 2.7. Арбитражные суды в российской федерации
- §2.7.1. Понятие, задачи и подведомственность арбитражных судов
- §2.7.2. Структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Судебные коллегии
- §2.7.3. Структура и полномочия Федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов рф
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 2.8. Организация прокуратуры в российской федерации
- Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
- Б.Паскаль
- §2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
- §2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
- Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
- §2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
- §2.9.3. Задачи и полномочия органов дознания
- Тема 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации §2.10.1. Министерство внутренних дел: современный государственный статус, структура и функции
- §2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при мвд рф Милиция
- Следственный комитет при мвд рф
- Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации
- §2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности
- §2.11.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности рф, Федеральной службы безопасности рф, органов внешней разведки рф, Федеральных органов государственной охраны
- Совет Безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Органы внешней разведки Российской Федерации
- Федеральные органы государственной охраны
- Тема 2.12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции
- §2.12.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
- §2.12.2. Федеральная служба судебных приставов
- §2.12.3. Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний
- Тема 2.13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в рф
- §2.13.1. Современная система нотариата в Российской Федерации, организационные основы ее деятельности
- §2.13.2. Нотариальные действия и правила их совершения
- §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации
- §2.13.4. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения
- Адвокатский кабинет
- Коллегия адвокатов
- Адвокатское бюро
- Юридическая консультация
- Тема 2.14. Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны
- §2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
- §2.14.2. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации