Общие управленческие технологии
Один из классик теории управления Г. Саймон выделяет и описывает три этапа:
поиск причин, вызывающих необходимость принятия решений — разведывательная деятельность;
продумывание, развитие и анализ возможных направлений деятельности — проектная деятельность;
выбор определенного курса деятельности из возможных — деятельность по выбору.
В учебнике М. Мескона и др. производится более детальное разбиение процесса принятия решения:
диагностика проблемы;
формулировка ограничений и критериев принятия решений;
определение альтернатив;
оценка альтернатив;
выбор альтернативы;
реализация альтернативы;
получение обратной связи и корректировка решения.13
С. Янг в работе «Системное управление организацией» предлагает десять этапов принятия решения:
определение целей системы;
выявление проблем организации;
исследование проблем и постановка диагноза;
поиск решения проблемы;
оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;
согласование решений в организации;
утверждение решения;
подготовка к вводу;
управление применением решения;
проверка эффективности решения.14
Детальная методика принятия решения была разработана Б.Г.Литваком (рис. 1.1.1).
Рис. 1.1.1. Основные этапы разработки управленческих решений
(по Б. Г. Литваку)
Последняя технология отличается более детальной проработкой аналитической составляющей процесса принятия решений, но упускает организационные составляющие. Кроме того, достоинством данной разработки является выделение процесса прогнозирования в отдельный этап.
Одна из обобщенных методик была разработана автором данного пособия и представлена в учебном пособии «Разработка управленческого решения»15. Она описывает процесс принятия решений с максимальной детализацией, не упуская моментов прогнозирования, оценки результатов и обращая внимание на организационные аспекты (рис. 1.1.2).
Рис. 1.1.2 Основные этапы принятия решений
Рис. 1.1.2 Основные этапы принятия решений
Рис. 1.1.2 Основные этапы принятия решений
Рис.1.1.2. Основные этапы разработки решения
Обнаружение проблемы (этап 1) предполагает выявление симптомов проблемы, выявить которые, в свою очередь, можно только при наличии механизмов обратных управленческих связей.
Постановка диагноза проблемы или проблемной ситуации (этап 2) предполагает выявление причин проблемы и определения их иерархии (например, в виде дерева проблем).
Основные критерии оценки (этап 4) производны от целей решения и их декомпозиции (этап 3).
Прогнозирование включает прогноз развития внешней среды (этап 6). После этого прогноза становится ясно, какую задачу предстоит решить – определенную (в случае, если изменения внешней среды незначительны), рискованную (в случае, если мы можем спрогнозировать вероятности осуществления различных состояний внешней среды) или неопределенную (в случае, если невозможно определить вероятности этих состояний). Важно, что прогноз развития внешней среды необходимо осуществлять по каждому критерию отдельно, поскольку для выбора по каждому критерию будет существенно развитие разных факторов внешней среды.
Прогнозирование последствий реализации альтернатив (этап 7), напротив, предполагает выявление всех возможных последствий по всем первоначально сформулированным критериям, а также всех последствий, логически связанными с выявленными (построение прогнозного сценария).
Полная картина последствия каждой альтернативы позволит увидеть побочные последствия (последствия, не связанные с первоначально поставленными целями) и сформировать для их учета при выборе альтернатив дополнительные критерии оценки (этап 8).
После выбора альтернатив (этап 9) необходима подготовка к ее реализации (этапы 10, 11), управление ее реализацией (этап 12) и контроль реализации и оценка эффективности решения (этап 13). Важно, что контроль реализации непосредственно связан с этапом планирования, а оценка эффективности проводится по всем критерия выбора альтернатив.
Необходимо установление обратной связи при разработке решения. В случае неудовлетворительных результатов контроля или оценки эффективности необходима корректировка решения, при этом корректировке может подлежать любой этап его разработки (нужно скорректировать рисунок – нарисовать обратные связи).
Универсальность данной схемы и адекватность ее применения для сферы государственного управления обнаруживается при ее сопоставлении с технологиями процесса принятия государственных решений, разработанные, в частности в западной политологии. Например, Г. Лассуэлл считал целесообразным выделение в процессе принятия политического решения шести этапов
постановки проблемы и поиска информации о ней;
выработки рекомендаций ‑ поиска альтернативных решений проблемы;
отбора наилучшей альтернативы;
предварительного убеждения в правильности решения тех, на кого оно направлено;
оценки эффективности решения;
обновления, пересмотра или отмены решения.16
Похожую схему разработали К.Паттон и Д.Савики, у которых, однако, некоторые этапы отличаются от модели Лассуэлла. Их схема включает:
обнаружение, определение и детализацию проблемы;
установку критериев оценки альтернатив;
разработку альтернативных вариантов решения проблемы;
оценку альтернатив;
выбор наилучшей из альтернатив;
оценка принятого решения.17
Характерно, что критика этих технологий связана со слабой разработкой этапа аналитики и отсутствием в них этапа политического прогнозирования и обратной связи ‑ такими недостатками обладают и первые общие управленческие технологии. Обобщенные технологии принятия политических решений устраняют этот недостаток и становятся практически аналогичными с описанием этапов, представленных на рис. 1.2. В качестве примера можно привести обобщенную западную методику, представленную в работе К.В. Симонова:
обнаружение и определение проблемы;
сбор информации, относящейся к проблеме;
составление плана принятия решения, включающего в себя выбор метода анализа ситуации, относящейся к проблеме, политического прогноза, определение исполнителей каждого из этапов, определение информационных, временных, финансовых, организационных и прочих ресурсных ограничений;
анализ политической ситуации, относящейся к проблеме;
определение того, как будут развиваться события при сохранении существующих тенденций и без активно вмешательства;
формирование альтернативных вариантов решения проблемы;
прогноз относительно последствий, к которым приведет реализация той или иной альтернативы;
выбор наилучшего варианта решения;
исполнение решения;
анализ реакции на решения - реализация принципа обратной связи;
коррекция решения.
В эту схему входит ситуационный анализ (пункты 1, 2, 4), поисковое (5) и нормативное (7) прогнозирование и непосредственно принятие решения вместе с механизмом обратной связи.18
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы
- Оглавление
- Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Тема 1.1. Решения в государственном управлении
- §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления
- §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений
- §3. Процесс принятия решений
- Общие управленческие технологии
- Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Библиографический список
- Тема 1.2. Становление теории принятия решений
- §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории
- §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений
- Политико-административные теории
- Менеджмент
- Политология
- Парламенское и административное право
- §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений
- Политология, социология и философия
- Экономическая теория
- §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения
- §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения
- §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений
- Сбор информации
- Диагностика
- §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения
- Государственная политика
- Классификация и ранжирование государственных целей
- Метод «дерево целей»
- Целеполагание в контексте задач административной реформы
- §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений Подготовка альтернатив или вариантов государственных решений
- Оценка альтернатив
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений
- §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения
- §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений
- §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений
- Особенности государственного планирования в условиях рыночной экономики
- Программно-целевое планирование
- §4. Технологии и методы контроля государственных решений
- Судебный контроль
- Контроль исполнения решения
- Основные этапы контроля исполнения
- Субъекты контроля
- Общественный контроль
- §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ
- Целевая эффективность
- Актуализация разработки методологии и методики оценки эффективности решений в контексте задач административной реформы
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений
- §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений
- Психологический анализ
- 1. Влияние среды
- 2. Влияние качеств лпр
- Политологический анализ
- §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений
- Взаимодействие власти и его контрагентов в процессе целеполагания
- Личные и общественные цели при принятии государственных решений
- Лидер и его команда в процессе целеполагания
- Формирование критериев и ограничений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве
- §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений
- Психологический анализ
- Политологический анализ
- §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений Согласование государственных решений
- Утверждение решения
- §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список (основной)
- Библиографический список (дополнительный)
- Заключение