75. Государственная власть. Единство и разделение властей. Ветви государственной власти в современной Украине.
Власть является универсальным механизмом интеграции и упорядочения поведения людей. В первую очередь она представлена" государством, его ресурсами. Вместе с тем власть многолика, выступает в самых разных отношениях, где взаимодействуют субъекты власти (государство, его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, группы давления), объекты власти (индивиды, социальные группы, классы, общество). Уже отсюда следует, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Многообразны источники власти — это авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес и т. д.
Те средства и методы, применение которых дает возможность субъектам власти влиять на объект, именуются ресурсами власти. По мере развития общества менялись ресурсы властвования: от авторитета правителя к таким ресурсам как богатство и сила, через организацию как важнейший ресурс ушедшего века к информации как определяющему ресурсу властвования нового столетия. По мнению О. Тоффлера базовые ресурсы власти (насилие, богатство и знание) претерпели значительные изменения в современном обществе.
При этом знание распределяется еще более неравномерно, чем богатство и вооружение. Отсюда важнейшая задача, решаемая в новое время — перераспределение знаний, интеллектуальных запасов. Зна-ния, информация — определяющий фактор современного развития. Обилие информации порождает необходимость ее фильтрации, интерпретации и обобщения, что приводит к отчуждению от информации человека, принимающего государственные решения, ^нфоща-ция все больше превращается в объект политической манипуляции.
Государственная власть воплощена в механизме государства и распространяется с помощью законов и властеотношений на всю территорию и население государства. Понятие государственной власти как бы соединяет социально-психологические, волевые, силовые и институционализированные элементы. При характеристике государственной власти важно выделить вопросы отношения к власти; многомерности ее природы; различия действительной и потенциальной власти; целей власти.
Взаимодействие в системе государственной власти выражается формулой "властвующий и подвластный". В зависимости от отношения к существующей власти подвластные находятся либо в состоянии зависимости, либо в состоянии автономии. Автономия во властном отношении это отсутствие зависимости, но наличие контроля. Отношение к власти выражается через триаду: легитимность власти, легальность власти и законность власти.Согласие принимать власть, ее поддержка народом выражается в категории "легитимность власти". Легитимная власть создает состояние доверия между правительством и народом, такой власти прощаются ошибки, она способна принимать непопулярные решения и может рассчитывать на поддержку. Легальность власти означает право на применение насилия. Легальность власти создает условия для повиновения законам. Законность власти вытекает из ее легитимности и легальности и выражена в праве. С другой стороны, законодательное оформление существующей власти это и легализация власти, и легитимация власти. Таким образом существует круговая зависимость между законной, легитимной и легальной властью.
Многомерная природа государственной власти может быть раскрыта через основные свойства государственной власти: верховенство, единство, универсальность, общеобязательную принудительность. В этом плане государственная власть может быть охарактеризована от пределов ее могущества (сильная государственная власть) до пределов ее слабости (слабая государственная власть). По расходам на содержание государственной власти можно заключить о ее стоимости. Отсюда различается дорогая власть и дешевая власть. Вопрос об эффективной и неэффективной государственнойвласти связан как с целями власти, так и с различием между действительной и потенциальной государственной властью. Поскольку отношения государственной власти и государственного управления неразрывно связаны между собой, то от эффективности государственного управления во многом зависит оценка существующей власти в качестве действенной и эффективной.
Для формирования, функционирования и развития государственной власти определяющее значение имеет организационный эффект, который выражен в механизме государства. Чем четче определена структура государства, компетенция отдельных органов государства, тем стабильнее и устойчивее государственная власть. Показательно, что при всех переменах в современной государственной жизни структуры власти практически остались неизменными. Нынешняя государственная власть стремится не допускать конфронтации, проповедует политику гражданского согласия, готовность к диалогу, обеспечению равенства, гласности и т. д.
Поскольку всякая государственная власть склонна к концентрации и самовозрастанию, обществом используются приемы преодоления этих негативных тенденций. Среди них наибольшую известность получил принцип разделения властей. В соответствии с этим принципом государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых обладает строго определенными полномочиями, функциями, целями и ограничена в возможностях воздействия на другую власть. Организация государственной власти не сводится к разделению властей, а включает в себя и сотрудничество этих властей. Это важно подчеркнуть, поскольку проблема организации власти выходит также на проблему ее разграничения между центральной властью, региональной властью и местной властью. Соотношение между различными институтами государственной власти должно квалифицироваться в связке: ветвь государственной власти — объем полномочий — пределы ответственности. В связи со сложностью существования системы государственной власти, одним из принципов ее функционирования является открытость власти, которая обеспечивает индивидам возможность для анализа деятельности государственной власти.
Исторический опыт свидетельствует, что чрезмерное сосредоточение власти чревато насилием. Не случайно в этой связи выработаны такие политические принципы как разделение властей и гражданский контроль за использованием армии. Однако эти формы контроля за деятельностью государства не всегда могут быть использованы меньшинством. И тогда в современной политической деятельности для воздействия на государственную власть прибегают к ненасильственным действиям. По мнению специалистовнасчитывается, по крайней мере, около двухсот методов ненасильственной борьбы, среди которых символический протест, социальный бойкот, отказ от экономического и политического сотрудничества, ненасильственное вмешательство и т. д.
Задача существования современного государства — обеспечить всему народу право на самоопределение, а каждому индивиду — возможность на самобытное существование. Это осуществимо при условии солидаризации интересов с помощью права и власти. Духовная солидарность людей выступает в качестве реального фундамента государства. При этом устройство государства должно быть таким, чтобы допустить к власти лучших граждан, ибо аристократизм государственной власти — определяющее требование к ее существованию.
- 1.Предмет теории государства и права. Функции тгп.
- 2. Содержание методологии юриспруденции: концептуальные идеи, методологические принципы и методы.
- 3.Первичное и производное возникновение государства. Договорная терия возникновения государства.
- 4. Конфликтное предназначение права. Примирительная теория происхождения права.
- 5. Соотношение государства и права. Этатистское и правовое государство.
- 6. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.
- 7. Объект, предмет и цель юриспруденции. Правоведение и государствоведение.
- 8. Догматический (формально-логический) метод в юридической теории и рпактике.
- 9. Герменевтический метод в юриспруденции. Искусство интерпретации и понимания в правовой сфере.
- 10. Юридическая антропология и её значение. Право в человеке – человек в праве.
- 11. Право в системе социального регулирования. Нормативное, ненормативное и индивидуальное регулирование.
- 12. Нормативний, соціологічний,філософський підходи до права. Визначення права.
- 13. Правові системи. Національні, інтегративні й міжнародна правові системи.
- 14. Структура и источники романо-германского права
- 15. Семья общего права. Прецедент в английском и американском праве
- 16. Религиозные правовые семьи. Источники индусского и мусульманского права.
- 17. Компаративистика, её роль в изучении правовой реальности.
- 18. Философия права как сфера юриспруденции. Отрасли философии права.
- 19. Социология права. Правовая социализация. Общественное мнение о праве.
- 20. Диалог правовых культур. Правовая аккультурация и декультурация
- 21. Правовая аксиология. Право и ценности
- 22. Служебная (инструментальная) ценность права
- 23. Соціальна та особистісна цінність права.
- 24. Предмет и метод правового регулирования. Составляющие метода правового регулирования.
- 25. Правовой режим: понятие и виды. Отраслевые и специальные правовые режимы.
- 26. Понятие и стадии правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования
- 27. Понятие и признаки правовой нормы. Абстрактная и казуальная форма правовой нормы.
- 28. Классификация правовых норм. Диспозитивные нормы права.
- 29. Понятие и признаки правового отношения. Юридическая форма и социальное содержание правоотношений.
- 30. Понятие и виды юридических фактов. Юридические факты-состояния. Фактический состав.
- 31. Понятие и структура правосознания. Правовое мышление. Правовой менталитет.
- 33. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность
- 34.Правовая культура общества и ее компоненты. Правовая культура и правовая жизнь как категории юриспруденции.
- 35. Субъект права и правосознание и правовая культура личности. Правовая активность личности.
- 35. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые и отраслевые принципы.
- 36. Правовые аксиомы, правовые презумпции, правовые фикции.
- 37. Юридическая концепция прав человека. Правовой статус личности.
- 38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Проблема становления четвёртого поколения прав человека.
- 39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.
- 40. Защита прав, свобод и законных интересов личности
- 41. Общесоциальные и специальные функции права. Функции права и функции правосознания
- 42. Правовое воспитание и его формы. Правовая информированность. Цели правового воспитания
- 43. Понятие и основные требования законности. Правозаконность
- 45. Источники права. Первичные, производные и дополнительные источники права. Источники права Украины
- 46. Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества (нормотворчества).
- 47. Юридическая практика: понятие и виды. Роль судебной практики в правовой системе Украины.
- 49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды
- 50. Аномалии в правовой жизни: правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой догматизм.
- 51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица
- 52. Систематизация законодательства. Учет нормативных актов. Правовой тезаурус.
- 53. Система права, отрасли и институты права. Правовые общности
- 54. Частное и публичное право. Особенности формирования частного права в Украине.
- 55. Материальное и процессуальное право. Соотношение материального и процессуального права в разных правовых системах.
- 56. Реализация права. Формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование права.
- 57. Понятие и значение применения права. Идеология применения права.
- 58. Реализация и применение права. Непосредственная и правоприменительная реализация права.
- 59. Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
- 60. Правоприменительные акты: понятие и виды. Простые и сложные правоприменительные акты.
- 61. Понятие и значение толкования права. Приёмы толкования права.
- 62. Официальное толкование права
- 63. Понятие пробелов в праве. Действительные и мнимые пробелы в праве. Устранение и преодоление пробелов в праве.
- 64. Понятие и виды правового поведения. Юридически нейтральное поведение.
- 65. Правомерное поведение. Типология правомерного поведения. Законопослушное поведение.
- 66. Кодификация и инкорпорация, их соотношение и разновидности
- 67. Состав правонарушения. Вина и виновность
- 68. Понятие и виды правонарушений. Злоупотребление правом
- 69. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.
- 70. Штрафная и правовосстановительная ответственность: понятие и назначение
- 71. Государственное (правовое) принуждение. Меры государственного принуждения: юридическая ответственности, меры защиты, профилактические меры.
- 72. Понятие государства. Сильное и слабое государство. Государство и гражданское общество
- 73. Суверенитет государства. Внешний и внутренний суверенитет государства. Государства и надгосударственные образования.
- 74. Современное и досовременное государство. Признаки современного государства.
- 75. Государственная власть. Единство и разделение властей. Ветви государственной власти в современной Украине.
- 76. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства.
- 77. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат
- 78. Законодательная власть и ее функции
- 79. Судебная власть и осуществление правосудия
- 80. Исполнительная власть и ее механизм
- 81. Государственное управление и местное самоуправление
- 82. Государство в политической системе общества. Государство и группы давления (лоби).
- 83. Конституционное государство и его характерные черты. Конституционное и правовое государство.
- 84. Концепция социального государства. Украина как социальное государство
- 85. Концепция правового государства. Украина как правовое государство
- 86. Государственные органы и их классификация. Центральные и местные государственные органы.
- 87. Номенклатура функций государства. Функции государства и государственные услуги.
- 88. Государственная служба. Прохождение государственной службы.
- 89. Форма правления. Форма государственного устройства и государственный режим
- 90. Армия как институт государства. Правовой статус военнослужащих.
- 91. Налоги и налоговая функция современного государства. Проблема эффективности налоговой политики в Украине.
- 92. Аграрная политика современного государства. Защита прав сельскохозяйственного производителя в Украине.
- 93. Инновационная политика современного государства. Особенности инновационной политики в Украине.
- 94. Контрольная власть и ее институты. Институт омбудсмена (народный правозащитник) и его особенности.
- 95. Демократический и бюрократический принцип организации государства. Бюрократия и бюрократизм в осуществлении государственной власти.
- 96. Элитарный характер государства. Специфика формирования юридической элиты в Украине. Юридическое образование и юридическая элита.
- 97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство.
- 98. Экологическая политика государства. Экологическое государство. Экологизация законодательства.
- 99. Этика и эстетика государства. Образ государства и имиджевая политика.