logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Конституц право России / КПРФ_отв

§ 4. Избирательный процесс и его стадии

Избирательный процесс является технологической инфраструктурой и формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов, обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур. Несмотря на неоднократно предпринимаемые в научной литературе попытки сформулировать понятие "избирательный процесс", четкого и однозначного определения этого политико-правового явления до сих пор не выработано, что нередко приводит исследователей к самым разнообразным оценкам образующих избирательный процесс признаков <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

УчебникЕ.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<1> См.: Князев С.Д. Российское избирательное право. Владивосток, 2001. С. 273 - 274; Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.А. Вешнякова. М., 2993. С. 280 - 287; Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2001. Т. 2. С. 88; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 331; Колюшин Е.И. Выборы и избирательное правов зеркале судебных решений. М., 2010. С. 17 - 18.

Избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов. В федеральном законодательстве не содержится определение избирательного процесса, однако во многих региональных законодательных актах ранее встречались характеристики данного термина. Так, в утратившем силу Избирательном кодексе Тюменской области (в ред. от 1 апреля 2002 г. N 12) (п. 12 ст. 2) устанавливалось, что избирательный процесс - это регламентированная законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом последовательная деятельность граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, избирательных объединений, избирательных блоков по подготовке и проведению выборов.

С учетом вышесказанного определять избирательный процессцелесообразнее как строго регламентированный действующим законодательством, последовательно осуществляемый комплекс избирательных действий и процедур, выделенных во времени и направленных на обеспечение целостности и законности подготовки и проведения выборов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.

"Избирательный процесс" как политико-правовой термин используется в широком и узком значении, и его конкретное использование предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой.

Понятие "избирательный процесс" ассоциируется с понятием "избирательная кампания", но не тождественно ему, поскольку избирательный процесс охватывает ряд обязательных элементов, стадий, избирательных действий и процедур, предопределяемых временными рамками (начала и окончания) в виде последовательности перехода от одной стадии к другой, направленных на итоги выборов. Избирательный процесс как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов.

Избирательная кампания представляет собой особый вид политического управления в ходе избирательного процесса и заканчивается со сдачей итогового финансового отчета избирательной комиссии, организующей выборы. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат.

Стадии (этапы) избирательного процесса- это правовые институты, являющиеся последовательными структурными элементами избирательного процесса. В рамках большинства стадий закрепляются как требования (критерии) для совершения избирательных действий, так и определенные организационно-правовые гарантии в виде обязательных и факультативных избирательных процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц. В научной и юридической литературе встречаются от четырех до 13 классификаций состава стадий, их деление носит сугубо условный характер. Их последовательно-временная увязка происходит с календарным планом конкретной избирательной кампании. Стадиям соответствуют: назначение выборов; формирование организационно-технической основы выборов (образование избирательных округов, образование избирательных участков, создание и организация работы системы избирательных комиссий, составление списков избирателей); выдвижение и регистрация кандидатов; агитация при проведении выборов; голосование и подведение итогов выборов; опубликование итогов выборов. При подведении итогов выборов возможно появление факультативной стадии (повторного голосования и пересчета голосов). При этом на протяжении всего избирательного процесса действуют общие (условные) стадии финансового обеспечения выборов и защиты прав и законных интересов субъектов избирательных правоотношений.

Назначение выборов- начальная стадия избирательного процесса, когда уполномоченный на то орган государства в установленные законом сроки и порядке провозглашает дату проведения выборов. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначает своим указом Президент РФ, решение должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. При досрочном роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Такое решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

В свою очередь, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, решение о назначении должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который они были избраны. В случае досрочного прекращения полномочий Президента РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения назначает досрочные выборы Президента РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

Законодательством закрепляются еще два правила назначения выборов <1>. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, выборы назначаются в порядке, установленном профильным законом соответствующей избирательной комиссией (например, выборы в федеральные органы государственной власти назначает ЦИК РФ). Если соответствующая избирательная комиссия не назначит (или таковой нет) в установленные сроки выборы, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд вправе возложить на избирательную комиссию соответственно уровню выборов обязанность сформировать временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

--------------------------------

<1> См.: ст. 10Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 7 мая 2013 г.).

Формирование организационно-технической основы выборов- составление списков избирателей, создание и организация работы системы избирательных комиссий, образование избирательных округов, образование избирательных участков.

Составление списка избирателей- составление документа, содержащего в алфавитном или ином порядке перечень граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих (постоянно, преимущественно) на территории избирательного участка. Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы" <1>, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, предоставляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. В списки избирателей включаются граждане, достигшие возраста 18 лет, а на выборах в органы местного самоуправления могут включаться и иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся данные выборы. Глава местной администрации обязан по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года вносить уточнения в списки зарегистрированных избирателей и не позднее чем за 40 дней до дня выборов направлять все сведения об избирателях в соответствующую избирательную комиссию. Соответствующая комиссия составляет и передает по акту первый экземпляр списка избирателей, подписанный председателем, секретарем и заверенный печатью этой комиссии, конкретной участковой комиссии, не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

--------------------------------

<1> Федеральный законот 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 172.

Создание и организация работы системы избирательных комиссий.В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) комиссии; участковые комиссии. Эти комиссии (кроме окружных и участковых) являются постоянно действующими избирательными государственными или муниципальными органами соответствующего уровня. Обязательно также наличие участковых (в случае законодательного установления - окружных) избирательных комиссий, создаваемых в периоды избирательных кампаний и кампаний референдума. На участковые комиссии возлагается основная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей (участников референдума).

Образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательный округ- это территориальная единица (территория), от которой непосредственно гражданами избираются депутаты, а также выборные должностные лица. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый федеральный избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума. Одномандатный (униноминальный) - округ, от которого по мажоритарной системе избирается один депутат; многомандатный - округ, от которого избираются несколько депутатов; единый (федеральный) избирательный округ в Российской Федерации - избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы (вся страна).

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой соответствующей избирательной комиссии.

Избирательный участок- образуемая в границах избирательного округа территориальная единица, предназначенная для регистрации избирателей, проведения голосования и подсчета голосов, главами муниципальных образований по согласованию с избирательными комиссиями сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств избирателям, участникам референдума. Максимальная численность избирателей на каждом избирательном участке не должна превышать 3 тыс. человек. При образовании избирательных участков должны быть соблюдены границы административно-территориального деления в субъекте РФ, не должны пересекаться границы избирательных округов. В местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться соответствующей комиссией на установленный ею срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться командирами воинских частей в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законом. Избирательные участки для граждан РФ, пребывающих на территории иностранного государства, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территории страны их проживания. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и номеров телефонов, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 20 дней до дня голосования на выборах.

Выдвижение и регистрации кандидата (списка кандидатов) -это стадия, содержанием которой охватывается совокупность процедур, связанных с выдвижением кандидатов (списков кандидатов), а также сбор подписей избирателей в поддержку инициативы выдвижения кандидата (списка кандидатов) в случаях, предусмотренных законом. Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может предусматриваться законом субъекта РФ.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими такое право на выборах соответствующего уровня.

Кандидат не может быть выдвинут или дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам или более чем одному инициатору выдвижения. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Регистрация кандидата (списка кандидатов)- это предусмотренная законом процедура, связанная с проверкой организующей выборы избирательной комиссией соответствия фактического порядка и представленной документации, в том числе и подписных листов, при условии обязательного сбора подписей для регистрации кандидата (списка кандидатов), предусмотренного избирательным законодательством. Законодательством устанавливаются сроки регистрации кандидатов: например, все документы для регистрации кандидата в Президенты РФ представляются кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в ЦИК РФ одновременно не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени, а все документы для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ представляются в ЦИК РФ одновременно не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени. Соответствующая избирательная комиссия в течение установленного срока (10 дней при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и пять дней при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления) обязана проверить соответствие порядка выдвижения закону и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации. Решение комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в соответствующий суд. В частности, решение Центральной избирательной комиссии может быть обжаловано в Верховный Суд РФ, а окружной избирательной комиссии - в суд субъекта РФ (краевой, областной, верховный суд республики и т.д.). Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней.

Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированном кандидате (списке кандидатов) в течение 48 часов после регистрации сообщаются средствам массовой информации.

Избирательное законодательство определяет гарантии равного статуса зарегистрированных кандидатов.

Предвыборная агитацияпредусматривает порядок (процедуры) осуществления представителями избирательных объединений, инициативных групп, непосредственно избирателями целенаправленных действий в поддержку и продвижение кандидатов, списков кандидатов. Предвыборной агитацией охватывается также совокупность избирательных действий граждан, кандидатов, иных субъектов агитации по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в выборах, голосовании за или против тех или иных кандидатов, избирательных объединений. Агитация проводится в законодательно установленных формах: через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий и т.п.); путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; в других не запрещенных законом формах. Агитация в поддержку кандидатов начинается со дня уведомления избирательной комиссии о выдвижении, а в СМИ - за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов, т.е. за сутки до дня голосования. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация законом запрещена. Агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации и отвечать требованиям, установленным законодательством.

В день выборов голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О месте и времени голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, предоставляется возможность проголосовать досрочно. Для реализации права голосовать досрочно избиратель вправе получить в участковой избирательной комиссии того избирательного участка, где он включен в список избирателей, открепительное удостоверение, предоставляющее ему право принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Тем самым обеспечивается принцип тайного голосования. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик, который должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Такое решение принимает участковая избирательная комиссия.

Для голосования могут применяться комплексы электронного голосования (КЭГ): например, в России в декабре 2011 г. на выборах в Государственную Думу системами КЭГ были оснащены 320 участков, на президентских выборах в марте 2012 г. КЭГ применялись на 337 избирательных участках в семи субъектах Российской Федерации, а также за границей - в Латвии, Германии, Казахстане (на Байконуре) и Польше. Технологии электронного голосования, если это установлено законодательством, могут включать в себя перфокарты (носитель информации, предназначенный для использования в системах автоматической обработки данных), системы оптического сканирования и специализированные терминалы для голосования. Они также могут включать передачу избирательных бюллетеней и голосов по телефону, частным компьютерным сетям или через Интернет. Системы электронного подсчета голосов применяются на выборах с 1960-х годов - с тех пор, как появились перфокарты. Более новая система оптического сканирования может считывать с бюллетеня отметку, поставленную избирателем. Системы прямой записи голосов, накапливающие голос на одном устройстве, используются повсеместно в Бразилии, также достаточно широко распространены в Индии, Нидерландах, Венесуэле и США. Системы интернет-голосования завоевали популярность и используются в правительственных выборах и референдумах в Великобритании, Эстонии и Швейцарии, а также на муниципальных выборах в Канаде и партийных выборах в США и Франции.

Определение результатов выборов- это установление общих итогов голосования о результатах выборов, которое осуществляет соответствующая вышестоящая избирательная комиссия на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий. Общие результаты выборов устанавливаются путем сложения содержащихся в них данных. О результатах выборов составляются в трех экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса. На основании общих результатов выборов избирательная комиссия принимает одно из следующих решений: признание избранным кандидата, набравшего необходимое количество голосов; проведение повторного голосования; проведение дополнительных выборов; признание выборов несостоявшимися; признание выборов недействительными.

Опубликование итогов голосования и результатов выборов.Итоги голосования и итоги выборов по каждому избирательному участку, избирательному округу предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, их доверенным лицам, избирательным объединениям, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение 24 часов после определения результатов выборов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования, а в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления - в течение двух месяцев со дня голосования.

Финансирование выборов(стадия избирательного процесса, распространяющаяся на весь процесс) характеризуется совокупностью избирательных действий, связанных с финансовым обеспечением подготовки и проведения выборов, а также с финансированием предвыборной агитации.

Источниками средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Для финансирования предвыборной агитации кандидаты создают собственные избирательные фонды, в которые законодательно допускается привлечение собственных средств кандидата, пожертвований юридических и физических лиц, денежных средств избирательных объединений и др., которые используются строго на избирательные цели. Разрешение на открытие избирательного фонда предоставляется кандидату соответствующей избирательной комиссией одновременно с его выдвижением в отделении Сберегательного банка РФ или иного уполномоченного банка. Законодательство устанавливает предельные размеры избирательных фондов кандидатов, условия и формы отчетности. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после окончания выборов перечисляются ими пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета жертвователей, а в случае невозврата зачисляются в соответствующий бюджет.

Обжалование нарушений и защита избирательных субъективных прав(стадия избирательного процесса, распространяющаяся на весь процесс) - это предусмотренные законом процедуры (порядок) восстановления избирательных прав граждан, нарушенных незаконными решениями и действиями (бездействием) органов власти, избирательных комиссий и общественных объединений. Российское законодательство предусматривает судебный и административный порядок обжалования. Заявитель самостоятельно определяет механизм целесообразной защиты избирательных прав - обращение в суд по подсудности, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в органы внутренних дел и прокуратуру. Предварительное обращение в избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд - судебный порядок имеет приоритетный характер; в случае принятия жалобы к рассмотрению судом комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.

Действующее избирательное законодательство за нарушение избирательных прав граждан предусматривает четыре вида юридической ответственности:

- конституционно-правовая - применение к лицу (органу), виновному в нарушении, предписаний конституционно-правовых норм;

- административная - выражающаяся в применении уполномоченным органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение (ст. ст. 5.1,5.3-5.24,5.45-5.52,5.56КоАП РФ);

- уголовная - наступающая за совершение общественно опасных нарушений избирательных прав граждан, законодательства о выборах (ст. ст. 141,142УК РФ);

- гражданско-правовая - установленные нормами гражданского права последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей.

Выводы

В соответствии с конституционным законодательством выборы и референдумы занимают особое место в системе народовластия в Российской Федерации. Выборы - это один из важнейших способов легитимации государственной власти и местного самоуправления, который заключается в наделении народом (населением) отдельных своих представителей властными полномочиями, а также деятельность граждан, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, голосованию и подведению его итогов, проведению иных избирательных действий.

Избирательное право России - это институт (подотрасль)конституционного права, представляющий собой самостоятельную систему правовых норм, содержащихся вКонституцииРФ, законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках избирательного права), которые регулируют общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту права граждан (в установленных законом случаях - иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Всеобщее избирательное право граждан подразделяется на активное (избирать) и пассивное (избираться).

Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения. Система источников выражена в самых разнообразных формах: КонституцияРФ, международные правовые акты, федеральное законодательство и правовые акты, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации, правовые акты местного самоуправления, судебные акты, акты избирательных комиссий и др.

Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление представительных государственных органов политической власти. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов до президента страны.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иных федеральных государственных органов, предусмотренных КонституциейРФ и избираемых непосредственно гражданами РФ, в соответствии с федеральными законами, используемыми при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных на то лиц. В этом смысле сложились и широко применяются избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная и их разновидности.

Избирательный процесс - это строго регламентированный действующим законодательством, последовательно осуществляемый комплекс избирательных действий и процедур в деятельности участников избирательной кампании, выделенных во времени и направленных на обеспечение целостности и законности подготовки и проведения выборов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц. Избирательный процесс выражается в системе последовательно сменяющих друг друга стадий (этапов). Стадии избирательного процесса являются правовыми институтами, структура (содержание) избирательного процесса увязывается исключительно со стадиями и календарными планами избирательных кампаний.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается политико-правовое и социальное значение свободных демократических выборов? Дайте примерный перечень видов и уровней выборов органов публичной власти РФ.

2. Что понимается под избирательным правом в Российской Федерации? Определите его предмет и методы регулирования.

3. Каково место и роль избирательного права в системе российского права?

4. Дайте общую характеристику системы и источников избирательного права.

5. Что понимается под избирательной системой? Дайте характеристику видов избирательных систем.

6. Какие избирательные системы применяются в Российской Федерации и ее субъектах при проведении выборов органов государственной власти и местного самоуправления? Раскройте их содержание.

7. Что понимается под термином "избирательный процесс" в широком и узком смысле?

8. Назовите и охарактеризуйте основные стадии избирательного процесса.

Литература

1. КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. (с поправками, внесенными Законами РФ от 30 декабря 2008 г.N 6-ФЗи от 30 декабря 2008 г.N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.

2. Федеральный конституционный законот 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (ред. от 24 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 27. Ст. 2710; 2008. N 17. Ст. 1754.

3. Федеральный законот 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" (в ред. 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253; 2013. N 19. Ст. 2329.

4. Федеральный законот 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в ред. от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 21. Ст. 1919; 2012. N 19. Ст. 2275.

5. Федеральный законот 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (в ред. от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 171; 2012. N 19. Ст. 2275.

6. Федеральный законот 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (ред. от 11 июля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 172; 2011. N 29. Ст. 4291.

7. Волков В.П., Дамаскин О.В. Проблемы обеспечения конституционной законности избирательного процесса в интересах укрепления российской государственности. М., 2009.

8. Избирательное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. В.О. Лучина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

9. Избирательное право: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М., 2012.

10. Колюшин Е.И. Выборы и избирательное правов зеркале судебных решений. М., 2010.

11. Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники: Монография. Владивосток, 1999.

12. Матейкович М.С. Избирательное право и избирательный процесс: Учеб. пособие. М., 2010.

13. Чепунов О.И. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. М., 2005.