logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Конституц право России / КПРФ_отв

§ 2. Система судов в Российской Федерации

Под системой в общефилософском смысле, как правило, понимается "объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места", либо "объективное единство закономерно связанных между собой предметов и явлений, единство которых обеспечивается путем установления существенных связей между ними" <1>. "Система" (греч.) буквально означает "целое, составленное из отдельных частей (элементов)"; "система" - порядок, определяемый правильным расположением частей и их взаимосвязями, план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке <2>. Характеризуют систему и как множественность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство, принятый порядок, распространяющийся на круг каких-либо явлений, каких-либо отношений, устройство, структуру, представляющие собой единство взаимосвязанные части <3>.

--------------------------------

<1> См.: Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Минск, 2002. С. 741; Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органовисполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. N 8. С. 67 - 83.

<2> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1994. С. 188.

<3> Словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1985 - 1988. С. 99.

Судебную систему, как правило, определяют как совокупность судебных учреждений, которые различаются между собой предметной компетенцией и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы <1>. Также она может быть определена и как совокупность органов государственной власти, осуществляющих полномочия посредством отправления правосудия, но имеющих различную компетенцию, призванных прежде всего обеспечить каждому человеку защиту его прав и свобод <2>.

--------------------------------

<1> См.: Кладий Е.В. Судебная власть в системе государственной власти Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

<2> См.: Четян М.А. Правовые основы организации и деятельности мировой юстиции в современной России: историко-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. Коломна, 2003. С. 10.

Применительно к судебной власти термин "система", по мнению некоторых исследователей, относится к числу наиболее употребляемых <1>, во-первых, потому, что реализация судебной власти в современных условиях должна носить упорядоченный, системный характер; во-вторых, потому, что носитель судебной власти - ее аппарат (суды, судьи в их совокупности) - представляет собой явление системное.

--------------------------------

<1> См.: Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М., 2007. С. 121.

В Российской Федерации система судов структурирована следующим образом: в стране действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации (ч. 2 ст. 4Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

К федеральным судамдействующее законодательство относит:

- Конституционный Суд РФ;

- федеральные суды общей юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- федеральные арбитражные суды - федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды), апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Судами субъектов РФявляются:

- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые судьи - судьи общей юрисдикции субъектов РФ.

Выделение судов субъектов РФ никоим образом не умаляет принцип единства судебной системы. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем установления судебной системы Российской Федерации КонституциейРФ и Федеральным конституционнымзаконом"О судебной системе Российской Федерации"; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судамиКонституцииРФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

В юридической литературе также господствует мнение о том, что единство судебной системы - основополагающий элемент конституционных основ судебной системы <1>. По мнению ученых, разделяющих данную позицию, идея создания местной, самостоятельной судебной системы, отделенной от единой судебной системы, в таком огромном по территории многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, является неприемлемой <2>. Им обоснованно представляется, что территориальное раздробление суда лишает судебную власть основного признака - "общегосударственности", единства, превращает суды в механизм проведения своей воли местной властью; более того, "размежевание судебной системы содержит в себе сепаратистские тенденции и может явиться стимулятором развала федеративного государства" <3>. В этом плане большинство исследователей рассматривают совокупность судов Российской Федерации как "систему систем, где системы отдельных видов судов Российской Федерации являются подсистемами единой судебной системы России" <4>. Так, М.Ф. Косолапов полагает, что "вряд ли верно говорить о судебной системе субъектов Российской Федерации, поскольку существует единая федеральная судебная система. А вот о судебной власти в субъектах Российской Федерации говорить правомерно, так как на территории субъектов РФ действуют федеральные суды, а также органы, формируемые самими субъектами и выполняющие функции правосудия" <5>.

--------------------------------

<1> См.: Тихомиров Ю.А. Конституционные основы судебной системы // Судебная власть в России: роль судебной практики. М., 2002. С. 7 - 8.

<2> Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М., 2004. С. 105.

<3> См.: Чепурнова Н.М. Конституционные принципы судебной власти и проблемы формирования судебной системы в субъектах Российской Федерации. Ростов н/Д, 1999. С. 93. Кроме того, сторонники данной позиции апеллируют к конституционному принципу народовластия, предопределяющему, по их мнению, единство системы государственной власти. См., например: Чиркин В.Е. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001. С. 100 - 102.

<4> См.: Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. М., 2006. С. 72.

<5> Косолапов М.Ф. Судебная власть в конституционном строе России. Саратов, 2005. С. 145. См. также: Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. М., 2006. С. 395 - 396; Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 22.

Принцип единства судебной властиозначает такие ее организацию и деятельность, которые позволяют констатировать наличие в государстве "целостного, единого механизма, выполняющего общественную функцию правосудия... реализацию идей стабильности и определенности права как социального регулятора в обществе" <1>. Как правило, исследователи не оспаривают тот факт, что наличие особенностей судебной системы Российской Федерации, состоящей из федеральных судов и судов субъектов РФ, вполне оправданно и соответствуетКонституцииРФ <2>. Однако многие из них справедливо считают, что в Российской Федерации не может быть создана "абсолютно децентрализованная, дуалистическая" судебная система с выделением федеральной судебной системы и самостоятельно формируемых субъектами РФ региональных судебных систем <3>.

--------------------------------

<1> См.: Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации: формирование, содержание и перспективы развития. М., 2006. С. 134, 141.

<2> См. подробнее: Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М., 2006.

<3> См.: Никитина А.В. Единство судебной системы Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. С. 103.

Вместе с тем суды субъектов РФ должны не только "снижать нагрузку" на федеральные суды, но и обеспечивать качественно новый уровень взаимоотношений суда и жителей муниципальных образований в целях повышения авторитета и доверия к органам государственной судебной власти, реализацию конституционного принципа федерализма в вопросах судоустройства, создание условий для взаимодействия институтов гражданского общества и суда, доступность и правосудие <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Павликов С.Г. Системы судов субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2010; Он же. Системы судов субъектов федеративного государства. М., 2012.

Итак, судебная система - это составляющая единое целое совокупность всех действующих на территории России федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации, объединенная общими целями и задачами, принципами организации и деятельности, имеющая иерархическое построение и призванная осуществлять судебную власть.

При разрешении вопроса о том, какой суд (как элемент этой системы) правомочен разрешить конкретный спор, истцу необходимо сделать выбор между Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции (включая военные суды), арбитражными судами, конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Каждый из перечисленных судов независим и самостоятельно реализует свою функцию по осуществлению правосудия. Ошибки в выборе полномочного суда, а также ошибки судов, связанные с принятием к своему производству дел, не отнесенных к их предметной компетенции, на практике приводят к нарушению ч. 1 ст. 47Конституции РФ. Для урегулирования указанной проблемы законодатель использует институт подведомственности, функцией которого является разграничение предметной компетенции различных, в том числе судебных, органов.