§ 5. Конституционно-правовой статус автономной области
и автономных округов
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
Автономный округ - национально-территориальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной государственности малых народностей и этнографических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В действующей Конституции РФ указывается (ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.
Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей.
Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа определяется КонституциейРФ, Федеративнымдоговоромот 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, другими федеральными актами.
Согласно Конституции РФ (ст. 66)по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Кроме того, отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет за автономной областью или автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.
Являясь субъектами РФ, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с их согласия.
Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.
Автономная область, автономные округа образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе КонституцииРФ, Федеративногодоговора, уставов автономной области и автономных округов.
Действующая КонституцияРФ обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от автономий избираются представители в Совет Федерации и депутаты в Государственную Думу.
Автономная область и автономные округа - самостоятельные участники международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в соответствии с КонституциейРФ и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов.
КонституцияРФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляют предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе, часть относится к ведению самих автономий.
В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов КонституцииРФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон.
К совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это административное, административно-территориальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды.
Вопросами совместного ведения Российской Федерации и автономной области в ее составе в этой сфере являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры и спорта, охраны памятников истории и культуры, здравоохранения; защиты семьи, материнства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Согласно Конституции РФ (ст. 76)по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий, осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с КонституциейРФ. Они составляют исключительные полномочия органов государственной власти автономий.
- Российская академия народного хозяйства
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- § 1. Предмет и метод конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и институты
- § 3. Источники конституционного права
- § 4.КонституцияРф:
- § 5. Конституционно-правовая ответственность:
- § 6. Теория и история развития конституционализма в России
- Глава II. Правовое регулирование и закрепление основ конституционного строя в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы конституционного строя
- § 2. Конституционное полновластие
- § 3. Правовое государство.
- § 4. Конституционные основы экономической системы
- § 5. Конституционные основы социальной системы
- § 6. Конституционное закрепление принципов
- § 7. Российская Федерация - светское государство.
- § 8. Россия - федеративное, суверенное государство.
- § 9. Конституционные основы организации
- Глава III. Конституционно-правовой механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в российской федерации
- § 1. Понятие и сущность правового статуса человека
- § 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина
- § 3. Конституционная система обеспечения
- § 4. Соблюдение и защита прав человека как предмет
- § 5. Международные обязательства России
- Глава IV. Гражданство российской федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 1. Правовое регулирование гражданства
- § 2. Основания и порядок приобретения
- § 3. Конституционно-правовые основы статуса иностранных
- § 4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Глава V. Федеративное устройство российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус и основные принципы
- § 2. Государственное устройство и эволюция федерализма
- § 3. Конституционно-правовой статус республики
- § 4. Конституционно-правовой статус краев,
- § 5. Конституционно-правовой статус автономной области
- § 6. Правовое регулирование административно-территориального
- § 7. Соответствие конституций и уставов субъектов Федерации
- § 8. Конституционно-правовые основы организации
- § 9. Государственные символы Российской Федерации
- Глава VI. Президент российской федерации - глава государства
- § 1. Становление института президентства
- § 2. Правовой статус Президента Российской Федерации
- § 3. Порядок выборов и вступления
- § 4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.1. Взаимодействие Президента Российской Федерации
- 4.2. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.3. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.5. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.6. Иные полномочия Президента Российской Федерации
- § 5. Акты Президента Российской Федерации
- § 6. Досрочное прекращение полномочий
- Глава VII. Конституционные основы организации и функционирования законодательной власти в российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание Российской Федерации -
- § 2. Законодательный процесс
- § 3. Совет Федерации Федерального Собрания
- § 4. Государственная Дума Федерального Собрания
- § 5. Законодательные (представительные) органы
- Глава VIII. Конституционные основы организации исполнительной власти в российской федерации
- § 1. Исполнительная власть в Российской Федерации:
- § 2. Система и структура федеральных органов
- § 3. Правительство Российской Федерации
- § 4. Исполнительная власть в субъектах Федерации
- § 5. Роль исполнительной власти в правотворчестве
- Глава IX. Конституционные основы судебной власти в российской федерации
- § 1. Судебная власть, правосудие и судебная деятельность
- § 2. Система судов в Российской Федерации
- § 3. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 4. Федеральные суды общей юрисдикции
- § 5. Федеральные арбитражные суды
- Глава X. Избирательное право и избирательный процесс в российской федерации
- § 1. Всеобщие выборы и референдум -
- § 2. Избирательное право и его источники
- § 3. Понятие избирательной системы
- § 4. Избирательный процесс и его стадии
- Глава XI. Конституционные основы местного самоуправления в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы местного самоуправления
- § 2. Правовая основа местного самоуправления
- § 3. Функции местного самоуправления
- 1. Обеспечение участия населения в решении местных задач.
- 2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
- 3. Обеспечение развития муниципального образования.
- 4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
- 5. Охрана общественного порядка.
- 6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией рф.
- § 4. Территориальные основы местного самоуправления
- § 5. Органы местного самоуправления
- § 6. Материально-финансовая основа деятельности
- § 7. Гарантии местного самоуправления