§ 9. Конституционные основы организации
государственной власти и местного самоуправления
в Российской Федерации
Государство потому и является государством и тем самым отличается от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть.
Власть представляет собой такое взаимодействие, в процессе которого люди в силу различных причин добровольно или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений, в соответствии с которыми совершают те или иные поступки и действия.
Известная власть существует в семье, группе людей, коллективе; она содержится в традициях, обычаях, общественном мнении, морали и т.д. Но все это несравнимо с государственной властью, которая имеет источником правовую обусловленность (легитимность) и реализуется через силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.
Специфическими свойствами государственной власти являются верховенство, независимость, самостоятельность и ее распространенность на все общество. Именно государство посредством законодательных актов устанавливает основные, общие типовые правила (нормы) поведения людей во всех сферах жизни общества и обеспечивает их соблюдение силой своей власти.
Организация власти в государстве имеет одно из первостепенных значений и входит в основы конституционного строя. В гл. 1Конституции РФ закрепляются такие принципы и свойства государственной власти, как государственный суверенитет, разделение властей, установление органов государственной власти, а также гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации.
Государственный суверенитет - это верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и за ее пределами.
Государственный суверенитет является важнейшим свойством государственной власти, а значит, и всего государства в целом.
Суверенитет (от фр. "верховная власть", "верховенство права") - политико-правовое обоснование и определение приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его субъектов) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях <1>. Суверенитет - по сути верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах. Само понятие суверенитета как свойства власти относится только к государству как целому, а не к отдельным частям государственного механизма.
--------------------------------
<1> Федерализм: Энциклопедия / Отв. ред. К.С. Гаджиев и др. М., 2000. С. 530 - 531.
Принцип "разделение властей" выступает как условие формирования правового порядка в государстве. При этом проблема заключается не только в том, чтобы создать такую систему государственной власти, которая не узурпировалась бы одним государственным органом или ветвью власти, а в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная ветви власти уравновешивали друг друга, т.е. были бы равновеликими, и, более того, могли сдерживать, а в случае необходимости быть противовесами друг другу.
Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и сформировавшаяся в особое учение - теорию разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Дж. Локк, рассматривая соотношение властей, отдавал абсолютное первенство законодательной власти, признавая ее "не только верховной властью в государстве, но и священной, неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило" <1>.
--------------------------------
<1> Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 339.
В отличие от Дж. Локка Ш. Монтескье считал, что государственная власть едина, хотя функционально разделял ее на законодательную, исполнительную и судебную: "В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского" <1>. Первая власть, как объясняет Ш. Монтескье, призвана создавать законы. Вторая ведает внешними сношениями и обеспечивает безопасность. В силу третьей власти караются преступники и разрешаются столкновения между частными лицами. Эту власть в современных теориях называют судебной.
--------------------------------
<1> Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. С. 290.
Учения Дж. Локка и Ш. Монтескье стали предпосылкой создания целой концепции разделения власти на три ветви, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной, а во-вторых, уравновешивать другие, обеспечивать права и свободы граждан. Они также оказали огромное влияние на всеобщую государственно-правовую практику. Это четко проявилось, например, в Конституции США 1787 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в других правовых актах. В частности, в ст. 16 названной Декларации утверждается: "Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции" <1>.
--------------------------------
<1> Французская Республика. Конституция и законодательные акты / Пер. с фр.; сост. В.В. Маклаков, В.Л. Энтин. М., 1989. С. 29.
В соответствии с действующей Конституцией РФ (ст. 11)на федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
- Президент РФ (является главой государства) (ст. 80Конституции);
- Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - парламент Российской Федерации (является представительным и законодательным органом Российской Федерации) (ст. 94Конституции);
- Правительство РФ (исполнительная власть в Российской Федерации) (ст. 110Конституции);
- суды Российской Федерации (гл. 7Конституции).
Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой КонституцииРФ. При этом Президент РФ хотя и назван первым среди органов, осуществляющих государственную власть в России, тем не менее не входит ни в одну из ее ветвей.
Государственный орган представляет собой относительно самостоятельный, структурно обособленный элемент системы органов государственной власти, создаваемый государством, наделенный соответствующей компетенцией в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности.
Органы государственной власти Российской Федерации образуют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью Российской Федерации (ч. 3 ст. 5Конституции). Принцип единства системы государственных органов означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства.
Для утверждения принципа разделения властей недостаточно одного наличия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Не менее важно, чтобы эти власть несущие ветви находились в таком соотношении, при котором каждая из них была независимой, решала только свойственные ей задачи и при необходимости могла умерить и сдерживать амбиции других ветвей власти.
Разделение власти преследует и другую цель - определение и разграничение функций, компетенций и полномочий каждой из ветвей (не функций государства, а функций органов государственной власти).
Обособление власти предполагает не только "взаимосдерживание" законодательной, исполнительной и судебной ветвей, но и их сбалансированность, взаимодействие между собой.
К числу наиболее весомых элементов системы сдержек и противовесов в соответствии с КонституциейРФ следует отнести, с одной стороны, право Президента РФ на роспуск Государственной Думы, а с другой - отрешение Президента от должности на основании обвинения, выдвинутого Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Указанное право Президента, как известно, достаточно широко используется в государствах с различными формами организации государственной власти. Условия возникновения права Президента РФ на роспуск Государственной Думы названы вст. ст. 111и117действующей Конституции. К ним относятся: а) троекратное отклонение кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой; б) двукратное в течение трех месяцев выражение недоверия Президенту РФ Государственной Думой Федерального Собрания РФ по собственной инициативе; в) отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ при возникновении вопроса о доверии по инициативе Правительства. Причем если два последних основания предоставляют Президенту возможность принятия альтернативных решений (или отставка Правительства, или роспуск Государственной Думы), то в первом случае Президент в обязательном порядке распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Категоричность конституционных норм определяет отношение Государственной Думы к кандидатуре Председателя Правительства, предлагаемой Президентом, и Правительству, формируемому Президентом, ставит законодателя в определенной мере в зависимое положение.
Вместе с тем в четырех случаях перед Президентом РФ возникают конституционные запреты по роспуску Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Так, Государственная Дума не может быть распущена: а) в течение года после ее избрания при двукратном выражении недоверия Правительству в течение трех месяцев по инициативе самой Государственной Думы или при отказе в доверии Правительству, поставившему по своей инициативе этот вопрос перед Государственной Думой; б) с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; г) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Со своей стороны Федеральное Собрание РФ наделено определенными функциями надзора за деятельностью Президента. Совету Федерации и Государственной Думе дано право запроса в Конституционный Суд РФ о соответствии нормативных актов Президента РФ Конституции РФ (ч. 2 ст. 125). Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации(ч. 1 ст. 93).
Представляется, что для согласования действий органов государственной власти Российской Федерации большое значение имеют ежегодные послания Президента к Федеральному Собранию о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президентские послания, кроме информативной цели, преследуют цель представить ежегодную программу действий, перспективные направления деятельности всех властных структур страны и всего общества.
Особая и чрезвычайно важная роль высшего арбитра в отношениях между ветвями власти и обществом отводится Конституционному Суду РФ. Он призван определять не только отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону, но и отношения между отдельными ветвями власти.
Государство должно скорее служить правосудию, чем распоряжаться им. Судья является только хранителем права, провозглашающим его волю.
Конституционное положение о разделении власти на три ветви не только относится к организации государственной власти на федеральном уровне, но и затрагивает систему органов государственной власти субъектов Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации отнесено КонституциейРФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов(п. "н" ч. 1 ст. 72). Таким образом, как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации существует триада ветвей власти.
Особого внимания заслуживает принцип гарантированности местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно ст. 12Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако именно на уровне местного самоуправления активно реализуются основные формы народовластия: непосредственная (собрания, сходы, местные референдумы) и представительная (выборы) демократия, народная (гражданская) правотворческая инициатива.
Выводы
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что конституционный строй - это форма или способ организации государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Задача конституции всякого конституционного государства состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.
Закрепляя основы конституционного строя, КонституцияРФ 1993 г. регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. В их число входят: демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, признании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Его основу составляет признание государством человека и гражданина, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой представляется и социальное рыночное хозяйство. К основам конституционного строя относятся также принципы федерализма, суверенности Российского государства и республиканская форма правления.
Конституционная форма закрепления основ конституционного строя подчеркивает их юридическую значимость, обязательность для всех субъектов правоотношений. Благодаря конституционному закреплению в систему гарантий основ конституционного строя входят материальные, политические, социальные и правовые гарантии. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт "основы конституционного строя Российской Федерации".
Контрольные вопросы
1. Что такое конституционный строй государства?
2. Как происходило развитие и закрепление принципов конституционного строя в России?
3. Кто является источником власти в Российской Федерации?
4. Какие формы народовластия существуют в Российской Федерации? Охарактеризуйте каждую форму.
5. В чем заключается сущность идеи правового государства? Какими основными чертами оно характеризуется?
6. Как в правовом государстве сочетается принцип верховенства права с принципом верховенства закона?
7. Охарактеризуйте направление и тенденции конституционного регулирования экономической системы в Российской Федерации.
8. Какое государство принято считать социальным?
9. Каковы направления социальной политики в Российской Федерации?
10. В чем заключается принцип многопартийности? Охарактеризуйте данный принцип применительно к правовой действительности России.
11. Какую роль в политической системе современной России играют общественные организации, движения и другие общественные объединения, а также политические партии?
12. Что такое светское государство? Какими основными чертами характеризуется Российская Федерация как светское государство?
13. Что характерно для России как федеративного государства?
14. В чем заключается суверенность Российского государства?
15. Какие свободы заключены в конституционные основы духовной жизни российских граждан?
Литература
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г.N 6-ФКЗи от 30 декабря 2008 г.N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 янв. N 7.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов и факультетов. 6-е изд., с изм. и доп. М., 2007.
КонсультантПлюс: примечание.
УчебникЕ.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное).
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд. М., 2010.
4. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий и семантический словарь / Под общ. ред. И.С. Яценко. М., 2003.
5. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник / Ин-т государства и права РАН. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
6. Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2012. Ч. 1 и 2.
- Российская академия народного хозяйства
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- § 1. Предмет и метод конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и институты
- § 3. Источники конституционного права
- § 4.КонституцияРф:
- § 5. Конституционно-правовая ответственность:
- § 6. Теория и история развития конституционализма в России
- Глава II. Правовое регулирование и закрепление основ конституционного строя в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы конституционного строя
- § 2. Конституционное полновластие
- § 3. Правовое государство.
- § 4. Конституционные основы экономической системы
- § 5. Конституционные основы социальной системы
- § 6. Конституционное закрепление принципов
- § 7. Российская Федерация - светское государство.
- § 8. Россия - федеративное, суверенное государство.
- § 9. Конституционные основы организации
- Глава III. Конституционно-правовой механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в российской федерации
- § 1. Понятие и сущность правового статуса человека
- § 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина
- § 3. Конституционная система обеспечения
- § 4. Соблюдение и защита прав человека как предмет
- § 5. Международные обязательства России
- Глава IV. Гражданство российской федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 1. Правовое регулирование гражданства
- § 2. Основания и порядок приобретения
- § 3. Конституционно-правовые основы статуса иностранных
- § 4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Глава V. Федеративное устройство российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус и основные принципы
- § 2. Государственное устройство и эволюция федерализма
- § 3. Конституционно-правовой статус республики
- § 4. Конституционно-правовой статус краев,
- § 5. Конституционно-правовой статус автономной области
- § 6. Правовое регулирование административно-территориального
- § 7. Соответствие конституций и уставов субъектов Федерации
- § 8. Конституционно-правовые основы организации
- § 9. Государственные символы Российской Федерации
- Глава VI. Президент российской федерации - глава государства
- § 1. Становление института президентства
- § 2. Правовой статус Президента Российской Федерации
- § 3. Порядок выборов и вступления
- § 4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.1. Взаимодействие Президента Российской Федерации
- 4.2. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.3. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.5. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.6. Иные полномочия Президента Российской Федерации
- § 5. Акты Президента Российской Федерации
- § 6. Досрочное прекращение полномочий
- Глава VII. Конституционные основы организации и функционирования законодательной власти в российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание Российской Федерации -
- § 2. Законодательный процесс
- § 3. Совет Федерации Федерального Собрания
- § 4. Государственная Дума Федерального Собрания
- § 5. Законодательные (представительные) органы
- Глава VIII. Конституционные основы организации исполнительной власти в российской федерации
- § 1. Исполнительная власть в Российской Федерации:
- § 2. Система и структура федеральных органов
- § 3. Правительство Российской Федерации
- § 4. Исполнительная власть в субъектах Федерации
- § 5. Роль исполнительной власти в правотворчестве
- Глава IX. Конституционные основы судебной власти в российской федерации
- § 1. Судебная власть, правосудие и судебная деятельность
- § 2. Система судов в Российской Федерации
- § 3. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 4. Федеральные суды общей юрисдикции
- § 5. Федеральные арбитражные суды
- Глава X. Избирательное право и избирательный процесс в российской федерации
- § 1. Всеобщие выборы и референдум -
- § 2. Избирательное право и его источники
- § 3. Понятие избирательной системы
- § 4. Избирательный процесс и его стадии
- Глава XI. Конституционные основы местного самоуправления в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы местного самоуправления
- § 2. Правовая основа местного самоуправления
- § 3. Функции местного самоуправления
- 1. Обеспечение участия населения в решении местных задач.
- 2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
- 3. Обеспечение развития муниципального образования.
- 4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
- 5. Охрана общественного порядка.
- 6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией рф.
- § 4. Территориальные основы местного самоуправления
- § 5. Органы местного самоуправления
- § 6. Материально-финансовая основа деятельности
- § 7. Гарантии местного самоуправления