§ 2. Основания и порядок приобретения
и прекращения гражданства Российской Федерации
Объективное существование индивида и государства предопределяет возможность возникновения между ними правоотношений гражданства. Как правило, приобретение или изменение гражданства предполагает активность каждой из сторон правоотношения - и лица, и государства. Способы установления гражданства различны.
В соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы приобретения гражданства регулируются государством по собственному усмотрению. Однако важна корреляция национального законодательства и общепризнанных норм международного права. Несмотря на разницу условий и порядка приобретения гражданства в различных государствах, они имеют общие черты.
Федеральным законом"О гражданстве Российской Федерации" установлены следующиеспособы приобретения гражданства:
- по рождению;
- прием в гражданство Российской Федерации;
- восстановление в гражданстве Российской Федерации;
- по иным основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 11).
Перечень способов приобретения гражданства не является закрытым. Это позволяет рассматривать регулирование Федерального законао гражданстве как динамичную модель, способную к рецепции новых общественных отношений.
Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (приобретение гражданства по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: "крови" (когда ребенок приобретает гражданство родителей вне зависимости от государства, где он появился на свет) и "почвы" (когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился). "Право крови" и "право почвы" отражают типичные способы или совокупность типичных условий приобретения гражданства в силу рождения.
В законодательстве Российской Федерации предусмотрена смешанная система, при которой преобладающее значение "права крови" сочетается с известным влиянием "права почвы". Законодательство трактует "принцип крови" в плане гражданства родителей, а отнюдь не их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, не является обязательной для указания (ст. 26Конституции РФ). Ребенок приобретает российское гражданство по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка) (ст. 12Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
При разном гражданстве родителей, когда один из них на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, вопрос о гражданстве ребенка решается в зависимости от статуса другого родителя. Если другой родитель - лицо без гражданства, ребенок является гражданином России независимо от места рождения. Ребенок, один из родителей которого является гражданином Российской Федерации, а другой признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка), также считается гражданином Российской Федерации по рождению. В этом случае российское гражданство дает перевес исходя из интересов ребенка, зафиксированных в Декларацииправ ребенка 1959 г. ист. 24(3)Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой - иностранное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. В случае, когда оба родителя ребенка, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, он приобретает гражданство нашей страны при условии, что родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.
Ребенок, находящийся на территории Российской Федерации, родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Распространенный способ приобретения гражданства - натурализация (прием в гражданство). Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке. Федеральный законустанавливает условия приобретения российского гражданства. Необходимо проживать на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры;
- обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
- предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
- признание лица беженцем в установленном законом порядке.
Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации и без предоставления вида на жительство.
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных п. "а" ч. 1 ст. 13Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", и без предоставления вида на жительство.
Обязательным условием для приема в гражданство Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства является принятие ими обязательства соблюдать КонституциюРФ и ее законодательство. Они также должны иметь законный источник средств к существованию. Условием для приобретения российского гражданства иностранными гражданами является обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом либо отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Обязательным требованием для приобретения гражданства Российской Федерации является владение русским языком (ст. 13Федерального закона).
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство без соблюдения вышеперечисленных условий.
В гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без соблюдения условий, предусмотренных ст. 13Федерального закона, может быть принят ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации. Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, принимается в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению родителя. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, принимаются в российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации (ст. 14Федерального закона).
В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке, без соблюдения условий, ребенок, один из родителей (единственный родитель) которого имеет гражданство Российской Федерации, и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
В гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке могут быть приняты ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены (реинтегрированы) в гражданстве при условии соблюдения требований, закрепленных в ст. 13Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
Федеральный законустановил исчерпывающий перечень оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве. Отклоняются заявления лиц, которые:
- выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу ее безопасности;
- выдворялись за пределы Российской Федерации в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлением;
- использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;
- имеют неснятую или непогашенную судимость за умышленные преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом;
- преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Федеральным законом (до истечения срока наказания) (ст. 16).
Гражданство Российской Федерации может быть приобретено в результате осуществления права оптации. Оптация означает выбор конкретного гражданства лицом, которое обладает более чем одним гражданством или имеет право обладать помимо наличествующего гражданства каким-либо еще. Право оптации может быть предусмотрено в обычном порядке, в специальном законодательстве государства, в международных договорах (ст. 17Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Существуют и иные основания установления отношений гражданства между лицом и Россией. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 24Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации; в случае, если ребенок проживает за пределами Российской Федерации, он может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего такое гражданство. Если родитель, являющийся лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей (ст. 25Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Если российское гражданство одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением такого гражданства одного из родителей при наличии письменного согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ст. 25Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Ребенок, являющийся российским гражданином, при усыновлении его иностранными гражданами (гражданином) сохраняет свое гражданство. Гражданство ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами (гражданином), может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
Ребенок, усыновленный гражданином Российской Федерации или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления независимо от места своего жительства по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации. Ребенок, усыновленный супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места его жительства (ст. 26Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя. Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство лица, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести российское гражданство одновременно с опекуном (попечителем) по его заявлению. Ребенок или недееспособное лицо, находящееся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения Российской Федерации, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению руководителя данного учреждения (ст. 27Федерального закона).
Вместе с тем ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняют российское гражданство.
Прекращение гражданства не допускается по инициативе государства и его органов. В соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 18)гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации или по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Выход из гражданства осуществляется на основании добровольного волеизъявления. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 20)содержит перечень условий, при которых выход из гражданства Российской Федерации не допускается.
Территориальные изменения могут быть основанием прекращения российского гражданства. Лицам, проживающим на территории, перешедшей из-под юрисдикции одного государства к другому, разрешается в течение установленного срока определиться в отношении своего гражданства. Положениями ст. 21Федерального закона предусмотрено принятие гражданином Российской Федерации решения о сохранении или изменении своего гражданства, что повлияет на статус личности и повлечет его документальное удостоверение.
Особым основанием прекращения гражданства является отмена решения о его приобретении, если будет установлено, что оно принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке (ст. 22Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"), при этом решение по вопросам гражданства считается недействительным со дня его принятия.
Порядок производства по делам о гражданстве урегулирован ст. ст. 32-38Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается заявителем лично по месту его жительства. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями. Лицо, проживающее на территории Российской Федерации, обращается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, а за пределами Российской Федерации и не имеющее места жительства на территории Российской Федерации - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.
Форма заявления и перечень указываемых в нем сведений и необходимых документов определяются Положениемо порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4571.
Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом РФ в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.
Решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами - в отношении лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; либо МИД России и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями - в отношении лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, в течение шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.
Решения по вопросам гражданства оформляются в письменной форме с указанием оснований их принятия.
Гражданство Российской Федерации приобретается:
- по рождению - со дня рождения ребенка;
- при приобретении гражданства усыновленным ребенком в упрощенном порядке - со дня усыновления;
- в остальных случаях - со дня принятия соответствующего решения.
Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве, соответствующего решения.
Государственные органы, ведающие делами о гражданстве, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают им соответствующие документы.
- Российская академия народного хозяйства
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- § 1. Предмет и метод конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и институты
- § 3. Источники конституционного права
- § 4.КонституцияРф:
- § 5. Конституционно-правовая ответственность:
- § 6. Теория и история развития конституционализма в России
- Глава II. Правовое регулирование и закрепление основ конституционного строя в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы конституционного строя
- § 2. Конституционное полновластие
- § 3. Правовое государство.
- § 4. Конституционные основы экономической системы
- § 5. Конституционные основы социальной системы
- § 6. Конституционное закрепление принципов
- § 7. Российская Федерация - светское государство.
- § 8. Россия - федеративное, суверенное государство.
- § 9. Конституционные основы организации
- Глава III. Конституционно-правовой механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в российской федерации
- § 1. Понятие и сущность правового статуса человека
- § 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина
- § 3. Конституционная система обеспечения
- § 4. Соблюдение и защита прав человека как предмет
- § 5. Международные обязательства России
- Глава IV. Гражданство российской федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 1. Правовое регулирование гражданства
- § 2. Основания и порядок приобретения
- § 3. Конституционно-правовые основы статуса иностранных
- § 4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Глава V. Федеративное устройство российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус и основные принципы
- § 2. Государственное устройство и эволюция федерализма
- § 3. Конституционно-правовой статус республики
- § 4. Конституционно-правовой статус краев,
- § 5. Конституционно-правовой статус автономной области
- § 6. Правовое регулирование административно-территориального
- § 7. Соответствие конституций и уставов субъектов Федерации
- § 8. Конституционно-правовые основы организации
- § 9. Государственные символы Российской Федерации
- Глава VI. Президент российской федерации - глава государства
- § 1. Становление института президентства
- § 2. Правовой статус Президента Российской Федерации
- § 3. Порядок выборов и вступления
- § 4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.1. Взаимодействие Президента Российской Федерации
- 4.2. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.3. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.5. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.6. Иные полномочия Президента Российской Федерации
- § 5. Акты Президента Российской Федерации
- § 6. Досрочное прекращение полномочий
- Глава VII. Конституционные основы организации и функционирования законодательной власти в российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание Российской Федерации -
- § 2. Законодательный процесс
- § 3. Совет Федерации Федерального Собрания
- § 4. Государственная Дума Федерального Собрания
- § 5. Законодательные (представительные) органы
- Глава VIII. Конституционные основы организации исполнительной власти в российской федерации
- § 1. Исполнительная власть в Российской Федерации:
- § 2. Система и структура федеральных органов
- § 3. Правительство Российской Федерации
- § 4. Исполнительная власть в субъектах Федерации
- § 5. Роль исполнительной власти в правотворчестве
- Глава IX. Конституционные основы судебной власти в российской федерации
- § 1. Судебная власть, правосудие и судебная деятельность
- § 2. Система судов в Российской Федерации
- § 3. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 4. Федеральные суды общей юрисдикции
- § 5. Федеральные арбитражные суды
- Глава X. Избирательное право и избирательный процесс в российской федерации
- § 1. Всеобщие выборы и референдум -
- § 2. Избирательное право и его источники
- § 3. Понятие избирательной системы
- § 4. Избирательный процесс и его стадии
- Глава XI. Конституционные основы местного самоуправления в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы местного самоуправления
- § 2. Правовая основа местного самоуправления
- § 3. Функции местного самоуправления
- 1. Обеспечение участия населения в решении местных задач.
- 2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
- 3. Обеспечение развития муниципального образования.
- 4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
- 5. Охрана общественного порядка.
- 6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией рф.
- § 4. Территориальные основы местного самоуправления
- § 5. Органы местного самоуправления
- § 6. Материально-финансовая основа деятельности
- § 7. Гарантии местного самоуправления