§ 7. Соответствие конституций и уставов субъектов Федерации
КонституцииРоссийской Федерации
и федеральному законодательству
Принятие и вступление в действие КонституцииРФ 1993 г. поставили в повестку дня вопрос о соответствии конституций республик в составе Российской ФедерацииКонституцииРФ. И это понятно, ибо без устранения противоречий между ними становится весьма затруднительным гармоничное и результативное взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик, что неизбежно ведет к параличу власти, политической и экономической дезинтеграции единого федеративного государства. Рассмотрим указанные проблемы подробнее.
1. Несоответствие положений конституций республик КонституцииРФ по вопросу о статусе республик.
В отличие от КонституцииРФ в Конституциях Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Республики Тыва, Республики Башкортостан, Республики Коми, Республики Бурятия закреплялся суверенный характер этих республик. В ряде конституций республик их членство в Российской Федерации определялось весьма своеобразно. Так, в Конституции Республики Башкортостан, в отличие отКонституцииРФ, провозглашалось, что отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией являются договорными (ст. 70). При такой постановке вопроса парализовалось содержаниеп. 1 ст. 4Конституции РФ, согласно которому "суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" без каких-либо условий и договоров.
2. Несоответствие конституций республик КонституцииРФ в сфере гражданства и государственных языков.
Нельзя не отметить то обстоятельство, что в ряде конституций республик игнорировался п. "в" ст. 71Конституции РФ, согласно которому в ведении Российской Федерации находится гражданство Российской Федерации. Забвение указанногопунктавыражалось прежде всего в том, что в конституциях республик допускался прием в гражданство республик без предварительного решения вопроса о гражданстве Российской Федерации. В частности, это предусматривалось в ст. 19 Конституции Республики Татарстан, в ст. 12 Конституции Республики Саха (Якутия) и др.
3. Вопрос о юридической силе КонституцииРФ и федеральных законов в республиканских конституциях.
В некоторых конституциях республик этот вопрос был урегулирован без учета федеративной природы Российского государства. Так, в Конституции Республики Ингушетия (ч. 2 ст. 7) провозглашалось, что "законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и управления Российской Федерации правомерны на территории Республики Ингушетия, если они не противоречат суверенным правам Республики Ингушетия". Здесь явно игнорировался приоритет федерального законодательства перед республиканским. В конституциях ряда республик содержались положения, явно противоречащие КонституцииРФ. Так, например, в Конституции Республики Саха (Якутия) было записано, что только законы Российской Федерации, принятые в соответствии с полномочиями, добровольно переданными в ведение Российской Федерации, имеют высшую юридическую силу на территории республики (ст. 8).
4. Несоответствие конституций республик КонституцииРФ в вопросах разграничения предметов ведения Российской Федерации и республик.
Как известно, в ст. 71Конституции РФ четко определен круг вопросов, которые находятся в ведении Российской Федерации. Однако вопреки этому в ряде конституций республик (Бурятия, Татарстан, Башкортостан, Саха, Тыва) были сформулированы положения о делегировании (передаче) ими полномочий в ведение Российской Федерации.
В Конституциях республик Татарстан (п. 3 ст. 80), Саха (Якутия) (ст. 69), Башкортостан (п. 3 ст. 88), Ингушетия определение и осуществление внешней и внутренней политики почему-то объявлялось исключительной компетенцией этих республик. Между тем "установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития" (п. "е" ст. 71Конституции РФ) и "осуществление внешней политики"(п. "к" той же статьи)находятся в ведении Российской Федерации. Не согласовывались с содержаниемКонституцииРФ положения конституций ряда республик, касающиеся введения военного положения. Так, согласно п. 11 ст. 63 Конституции Республики Тыва Верховный Хурал по представлению Президента Республики Тыва "принимал решения по вопросам войны и мира".
Ряд конституций республик вступали в противоречие с КонституциейРФ по вопросу предоставления политического убежища.
5. Несоответствие конституций республик КонституцииРФ в вопросах организации судебной власти и прокуратуры.
В конституциях ряда республик закреплялись нормы, регламентировавшие порядок формирования органов прокуратуры, не согласующийся с КонституциейРФ. Так, в Конституциях республик Татарстан (п. 19 ст. 89), Башкортостан (п. 19 ст. 88), Тыва (п. 22 ст. 69) устанавливалось, что прокуроров республики назначают их законодательные органы власти. Между тем согласноп. 3 ст. 129Конституции РФ "прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами". С Ингушетией было заключено особое соглашение в феврале 1999 г.
6. Несоответствие конституций республик КонституцииРФ в сфере закрепления прав человека и гражданина.
Российская Федерация, как субъект международного права, в Конституциипровозгласила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это касается и норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина.
В противоречии с федеративной природой Российского государства его субъект - Республика Татарстан в своей Конституции провозглашала, что ее нормы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, являются частью международного права.
Проигнорирован конституциями республик (за исключением Конституции Республики Башкортостан) институт Уполномоченного по правам человека. А ведь его правовая значимость для республик не вызывает сомнения.
Принятыми мерами в 2002 - 2004 гг. конституции республик в составе Российской Федерации, а также уставы областей, краев, автономных округов - субъектов РФ были приведены в соответствие с КонституциейРФ и федеральным законодательством.
- Российская академия народного хозяйства
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- § 1. Предмет и метод конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и институты
- § 3. Источники конституционного права
- § 4.КонституцияРф:
- § 5. Конституционно-правовая ответственность:
- § 6. Теория и история развития конституционализма в России
- Глава II. Правовое регулирование и закрепление основ конституционного строя в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы конституционного строя
- § 2. Конституционное полновластие
- § 3. Правовое государство.
- § 4. Конституционные основы экономической системы
- § 5. Конституционные основы социальной системы
- § 6. Конституционное закрепление принципов
- § 7. Российская Федерация - светское государство.
- § 8. Россия - федеративное, суверенное государство.
- § 9. Конституционные основы организации
- Глава III. Конституционно-правовой механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в российской федерации
- § 1. Понятие и сущность правового статуса человека
- § 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина
- § 3. Конституционная система обеспечения
- § 4. Соблюдение и защита прав человека как предмет
- § 5. Международные обязательства России
- Глава IV. Гражданство российской федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 1. Правовое регулирование гражданства
- § 2. Основания и порядок приобретения
- § 3. Конституционно-правовые основы статуса иностранных
- § 4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Глава V. Федеративное устройство российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус и основные принципы
- § 2. Государственное устройство и эволюция федерализма
- § 3. Конституционно-правовой статус республики
- § 4. Конституционно-правовой статус краев,
- § 5. Конституционно-правовой статус автономной области
- § 6. Правовое регулирование административно-территориального
- § 7. Соответствие конституций и уставов субъектов Федерации
- § 8. Конституционно-правовые основы организации
- § 9. Государственные символы Российской Федерации
- Глава VI. Президент российской федерации - глава государства
- § 1. Становление института президентства
- § 2. Правовой статус Президента Российской Федерации
- § 3. Порядок выборов и вступления
- § 4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.1. Взаимодействие Президента Российской Федерации
- 4.2. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.3. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.5. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.6. Иные полномочия Президента Российской Федерации
- § 5. Акты Президента Российской Федерации
- § 6. Досрочное прекращение полномочий
- Глава VII. Конституционные основы организации и функционирования законодательной власти в российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание Российской Федерации -
- § 2. Законодательный процесс
- § 3. Совет Федерации Федерального Собрания
- § 4. Государственная Дума Федерального Собрания
- § 5. Законодательные (представительные) органы
- Глава VIII. Конституционные основы организации исполнительной власти в российской федерации
- § 1. Исполнительная власть в Российской Федерации:
- § 2. Система и структура федеральных органов
- § 3. Правительство Российской Федерации
- § 4. Исполнительная власть в субъектах Федерации
- § 5. Роль исполнительной власти в правотворчестве
- Глава IX. Конституционные основы судебной власти в российской федерации
- § 1. Судебная власть, правосудие и судебная деятельность
- § 2. Система судов в Российской Федерации
- § 3. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 4. Федеральные суды общей юрисдикции
- § 5. Федеральные арбитражные суды
- Глава X. Избирательное право и избирательный процесс в российской федерации
- § 1. Всеобщие выборы и референдум -
- § 2. Избирательное право и его источники
- § 3. Понятие избирательной системы
- § 4. Избирательный процесс и его стадии
- Глава XI. Конституционные основы местного самоуправления в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы местного самоуправления
- § 2. Правовая основа местного самоуправления
- § 3. Функции местного самоуправления
- 1. Обеспечение участия населения в решении местных задач.
- 2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
- 3. Обеспечение развития муниципального образования.
- 4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
- 5. Охрана общественного порядка.
- 6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией рф.
- § 4. Территориальные основы местного самоуправления
- § 5. Органы местного самоуправления
- § 6. Материально-финансовая основа деятельности
- § 7. Гарантии местного самоуправления