4.6. Иные полномочия Президента Российской Федерации
Президент РФ обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Речь идет о таких полномочиях Президента РФ, как решение вопросов гражданства, награждение государственными наградами Российской Федерации, предоставление политического убежища, присвоение почетных званий Российской Федерации, помилование.
Президент РФ издает указы об учреждении государственных наград, определяет порядок награждения ими, вручает награды.
Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" утверждено Положениео государственных наградах Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См.: УказПрезидента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 37. Ст. 4643.
Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя РФ, ордена, знаки отличия Российской Федерации, медали, почетные звания Российской Федерации.
УказомПрезидента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" (с изм. и доп.) установлены почетные звания и утверждены положения о почетных званиях <1>.
--------------------------------
<1> См.: УказПрезидента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 2. Ст. 64.
Распоряжением Президента РФ от 3 апреля 1997 г. N 96-рп (в ред. от 17 декабря 2007 г. N 706-рп) утверждена Инструкцияо порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации.
Для реализации своих полномочий Президент РФ формирует Администрацию Президента РФ (п. "и" ст. 83Конституции РФ). Статус, задачи, структура, порядок деятельности этого органа определеныУказомПрезидента РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: УказПрезидента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации" (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 15. Ст. 1395.
Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ.
В соответствии с КонституциейРФ Президент РФ как глава государства обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78Конституции РФ). В реализации функций Президента РФ важное значение имеют Государственный совет РФ и институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Государственный совет РФ является органом, призванным обеспечить учет интересов и потребностей субъектов Федерации при осуществлении государственной политики.
Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено Положениео Государственном совете Российской Федерации <1>. По своему статусу Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающиеся взаимоотношений Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма.
--------------------------------
<1> См.: УказПрезидента РФ от 1 сентября 2000 г. N 1602 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 36. Ст. 3633.
В состав Государственного совета входят Председатель и члены - на общественных началах. Председателем Совета является Президент РФ. Членами Государственного совета являются Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного совета. Его состав определяется Президентом РФ. Один раз в полгода осуществляется ротация состава Совета.
В обеспечении Президентом РФ осуществления своих полномочий важная роль принадлежит полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах.
Институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе был учрежден УказомПрезидента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 <1>. Этим Указом было утвержденоПоложениео полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе.
--------------------------------
<1> См.: УказПрезидента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 20. Ст. 2112.
Необходимость введения указанного института была вызвана потребностями создания необходимых условий для реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и контроля за исполнением их решений.
Образовано восемь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом РФ и ему подчинен. По своему статусу представитель является должностным лицом, представляющим Президента РФ в федеральном округе. Полномочный представитель и его заместители - федеральные государственные служащие - входят в состав Администрации Президента РФ. Заместители назначаются и освобождаются руководителем Администрации.
В задачи полномочного представителя входит направление Президенту РФ регулярных докладов о политическом, социальном и экономическом положении, о состоянии национальной безопасности в федеральном округе.
Полномочный представитель координирует деятельность федеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами субъектов Федерации; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов; осуществляет контроль за исполнением федеральных законов; согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента РФ.
Властными, административными полномочиями представитель не наделен. Однако он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, ход реализации федеральных программ, имеет право беспрепятственного доступа в любые организации в федеральном округе.
Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляется Администрацией Президента. Руководитель Администрации осуществляет оперативное руководство деятельностью полномочных представителей.
- Российская академия народного хозяйства
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- Глава I. Российское конституционное право как отрасль права
- § 1. Предмет и метод конституционного права
- § 2. Конституционно-правовые нормы и институты
- § 3. Источники конституционного права
- § 4.КонституцияРф:
- § 5. Конституционно-правовая ответственность:
- § 6. Теория и история развития конституционализма в России
- Глава II. Правовое регулирование и закрепление основ конституционного строя в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы конституционного строя
- § 2. Конституционное полновластие
- § 3. Правовое государство.
- § 4. Конституционные основы экономической системы
- § 5. Конституционные основы социальной системы
- § 6. Конституционное закрепление принципов
- § 7. Российская Федерация - светское государство.
- § 8. Россия - федеративное, суверенное государство.
- § 9. Конституционные основы организации
- Глава III. Конституционно-правовой механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в российской федерации
- § 1. Понятие и сущность правового статуса человека
- § 2. Конституционные права и свободы человека и гражданина
- § 3. Конституционная система обеспечения
- § 4. Соблюдение и защита прав человека как предмет
- § 5. Международные обязательства России
- Глава IV. Гражданство российской федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства
- § 1. Правовое регулирование гражданства
- § 2. Основания и порядок приобретения
- § 3. Конституционно-правовые основы статуса иностранных
- § 4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
- Глава V. Федеративное устройство российской федерации
- § 1. Конституционно-правовой статус и основные принципы
- § 2. Государственное устройство и эволюция федерализма
- § 3. Конституционно-правовой статус республики
- § 4. Конституционно-правовой статус краев,
- § 5. Конституционно-правовой статус автономной области
- § 6. Правовое регулирование административно-территориального
- § 7. Соответствие конституций и уставов субъектов Федерации
- § 8. Конституционно-правовые основы организации
- § 9. Государственные символы Российской Федерации
- Глава VI. Президент российской федерации - глава государства
- § 1. Становление института президентства
- § 2. Правовой статус Президента Российской Федерации
- § 3. Порядок выборов и вступления
- § 4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.1. Взаимодействие Президента Российской Федерации
- 4.2. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.3. Отношения Президента Российской Федерации
- 4.4. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.5. Полномочия Президента Российской Федерации
- 4.6. Иные полномочия Президента Российской Федерации
- § 5. Акты Президента Российской Федерации
- § 6. Досрочное прекращение полномочий
- Глава VII. Конституционные основы организации и функционирования законодательной власти в российской федерации
- § 1. Федеральное Собрание Российской Федерации -
- § 2. Законодательный процесс
- § 3. Совет Федерации Федерального Собрания
- § 4. Государственная Дума Федерального Собрания
- § 5. Законодательные (представительные) органы
- Глава VIII. Конституционные основы организации исполнительной власти в российской федерации
- § 1. Исполнительная власть в Российской Федерации:
- § 2. Система и структура федеральных органов
- § 3. Правительство Российской Федерации
- § 4. Исполнительная власть в субъектах Федерации
- § 5. Роль исполнительной власти в правотворчестве
- Глава IX. Конституционные основы судебной власти в российской федерации
- § 1. Судебная власть, правосудие и судебная деятельность
- § 2. Система судов в Российской Федерации
- § 3. Конституционный Суд Российской Федерации
- § 4. Федеральные суды общей юрисдикции
- § 5. Федеральные арбитражные суды
- Глава X. Избирательное право и избирательный процесс в российской федерации
- § 1. Всеобщие выборы и референдум -
- § 2. Избирательное право и его источники
- § 3. Понятие избирательной системы
- § 4. Избирательный процесс и его стадии
- Глава XI. Конституционные основы местного самоуправления в российской федерации
- § 1. Понятие и принципы местного самоуправления
- § 2. Правовая основа местного самоуправления
- § 3. Функции местного самоуправления
- 1. Обеспечение участия населения в решении местных задач.
- 2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
- 3. Обеспечение развития муниципального образования.
- 4. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
- 5. Охрана общественного порядка.
- 6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией рф.
- § 4. Территориальные основы местного самоуправления
- § 5. Органы местного самоуправления
- § 6. Материально-финансовая основа деятельности
- § 7. Гарантии местного самоуправления