logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Конституц право России / КПРФ_отв

§ 8. Конституционно-правовые основы организации

представительной (законодательной) и исполнительной власти

в субъектах Российской Федерации

Представительными и законодательными органами республик в составе Российской Федерации являются их парламенты, пришедшие на смену верховным советам этих республик. Именуемые в разных республиках по-разному, все они являются представительными органами республик. Вместе с тем все они считаются законодательными органами соответствующих республик, обладающими полной и ничем не ограниченной в рамках своих полномочий компетенцией в сфере законодательства, означающей, что ни один закон республик в составе Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

Будучи главным образом законодательными органами, парламенты республик в составе Российской Федерации осуществляют также определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти этих республик посредством утверждаемого ими бюджета, использования права отказывать в доверии правительству республики и т.д.

Парламенты республик в составе Российской Федерации избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или на пять лет. Их численный состав колеблется от 27 до 250 депутатов.

Компетенция парламентов республик в составе Российской Федерации складывается из следующих основных групп полномочий:

- в области конституционного строительства парламенты республик в составе Российской Федерации принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения; принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения, а также избирают руководителей республик по представлению Президента РФ;

- в области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик в составе Российской Федерации определяют внутреннюю политику республик; утверждают перспективные государственные планы; обсуждают и принимают государственные бюджеты;

- в области внешних сношений парламенты республик в составе Российской Федерации определяют международные связи этих республик; ратифицируют и денонсируют международные договоры.

Порядок деятельности парламентов республик в составе Российской Федерации определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах.

В соответствии с Федеральным законом"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах Российской Федерации избираются думы, собрания и тому подобные законодательные органы этих субъектов Федерации (например, Московская городская Дума, Законодательное Собрание Тверской области, Псковское областное Собрание депутатов и т.д.). Они избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два года. Их численный состав не может превышать 50 депутатов.

Представительные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными полномочиями. В сфере конституционного строительства они принимают уставы и другие законодательные акты, вносят в них изменения и дополнения, осуществляют контроль за исполнением законодательства, решают вопросы изменения границ своей территории в соответствии с федеральным законодательством, а также избирают глав администраций по представлению Президента РФ.

В сфере экономического и социального развития представительные (законодательные) органы регионов утверждают бюджет, принимают решения о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по платежам в бюджет и т.д.

В области внешних сношений представительные (законодательные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов осуществляют международные связи этих субъектов РФ, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения, но в порядке их координации федеральными органами Российской Федерации.

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет руководитель (глава) республики, в других - правительство или его глава.

Правовой статус руководителя республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик в составе Российской Федерации, а также законами о руководителях этих республик. Согласно этому законодательству в большинстве республик руководитель избирается гражданами республики на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре-пять лет.

В большинстве республик руководитель является главой республики, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом качестве он выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, входящими в состав СНГ государствами, а также в международных отношениях; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

В пределах своих полномочий правительства республик решают вопросы государственного управления, осуществляют управление экономическими процессами, принимают меры по укреплению денежной и кредитной системы, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения. Правительство может осуществлять и другие полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики.

В соответствии с Федеральным законом"Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах Российской Федерации органами исполнительной власти являются администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Глава администрации избирается представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ. В настоящее время в связи с предстоящими в сентябре-октябре 2013 г. выборами депутатов региональных парламентов и глав регионов предусмотрен ряд дополнительных новшеств, в том числе прямые выборы глав регионов, с участием всех жителей, имеющих право голоса.

Руководство деятельностью администрации региона и ее главы устанавливается с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующим представительным органом субъекта Российской Федерации.

Согласно законам субъектов РФ о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа глава администрации является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполнительной власти.

Глава администрации обладает следующими основными полномочиями: представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами РФ, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы.

Глава администрации разрабатывает и представляет бюджет края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и обеспечивает его исполнение, формирует состав администрации.

Помимо администрации, в систему органов исполнительной власти входят отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации, который самостоятельно определяет компетенцию и утверждает положение об этих органах.