logo search
Международное право

§ 2. Новый экономический порядок

Для мировой экономической системы характерно решающее влияние наиболее развитых промышленных стран. Оно определяется сосредоточением в их руках основных экономических, финансовых и научно-технических ресурсов.

В целях контроля над мировой экономикой используются и организационные формы, такие как большая восьмерка, Организация экономического сотрудничества и развития. Существенна роль группы учреждений Всемирного банка.

Экономическое могущество зачастую применяется как средство достижения политических целей. Оно используется и для воздействия на МЭП. Чем более могущественна экономика страны, тем выше роль государства и его граждан в международной практике, в формировании обычаев и обыкновений. Промышленно развитые страны занимают центральное положение в торговле, финансах, иностранных инвестициях, в передаче результатов научно-технического прогресса. Их официальные юридические позиции, а также издаваемые в этих странах сборники, освещающие практику, широко распространяются, находят отражение в научных концепциях и в учебниках и в результате влияют на профессиональный подход к тем или иным проблемам. Эти моменты отмечаются и юристами из промышленно развитых стран <*>.

--------------------------------

<*> Theory of International Law at the Threshold of the 21st Century. The Hague, 1966. P. 537.

Развивающиеся и социалистические страны пытались изменить существующее положение. Не располагая соответствующим экономическим потенциалом, они использовали политические средства, прежде всего свое большинство в ООН. Была выдвинута концепция нового экономического порядка, которая воплотилась в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи. Основными явились принятые в 1974 г. Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Главной целью такого подхода было ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами. Основные принципы нового порядка:

- полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах всех стран;

- полный суверенитет каждого государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

- предоставление помощи развивающимся странам;

- преференциальный режим для развивающихся стран;

- предоставление им доступа к достижениям науки и техники.

Речь шла о значительном усилении роли государств и права в регулировании мировой экономики. Прежнее МЭП должно было быть заменено новым, расширявшим возможности регулирования и вводившим деловую активность в определенные рамки, ограничивавшим свободу торговли.

Развитые страны при принятии упомянутых документов либо голосовали против, либо воздерживались. В результате выдвинутые в них положения обрели лишь декларативный характер. Особое значение имеют положения об оказании помощи развивающимся странам. Развитые страны считают это добровольным делом. За правом на помощь в лучшем случае признают моральный характер.

Эта позиция была в общем подтверждена и Международным судом, который счел, что предоставление помощи "носит в основном односторонний и добровольный характер" и что ее прекращение не может рассматриваться как нарушение обычноправового принципа невмешательства <*>.

--------------------------------

<*> ICJ. Reports. 1986. P. 245, 276.

Несмотря на отмеченные факты, концепция экономического порядка оказала влияние на МЭП. Она содействовала осознанию того факта, что без признания особых интересов развивающихся стран невозможно добиться стабильной мировой экономики. Активизировалась деятельность таких учреждений, как Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Международное агентство по инвестиционным гарантиям, главной задачей которых является содействие экономическому росту развивающихся стран. В ряде многосторонних конвенций предусмотрен преференционный режим для развивающихся стран. Показательны в этом плане акты ВТО.

В заключаемых с развивающимися странами контрактах иностранным компаниям приходится более серьезно относиться к правам и интересам этих стран. С другой стороны, и развивающиеся страны осознали невозможность полной перестройки МЭП в соответствии со своими интересами.

В общем, было доказано, что МЭП не может отрываться от реалий мировой экономики. Его принципы и нормы должны учитывать отдельные интересы разных стран, а также их общие интересы.