logo search
Основы правоведения (учебник)

Глава 7

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ

7.1. Система органов государственной власти Украины

Функции Украинского государства реализуются посред­ством деятельности государственных органов.

Система органов государственной власти Украины по­строена по принципу разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную.

Единственным законодательным органом Украинско­го государства является Верховная Рада Украины.

Исполнительные органы Украинского государства — Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные государственные администрации в областях, районах, горо­дах Киеве и Севастополе.

Судебные органы Украинского государства — Консти­туционный Суд и суды общей юрисдикции.

Особое место в системе органов власти занимает Пре­зидент Украины, являющийся главой государства и име­ющий полномочия в различных областях государственного управления. Так, Президент Украины является участником законодательного процесса и в то же время принимает важ­ные решения в сфере исполнительной власти.

В особую группу органов контрольной власти выделя­ют Прокуратуру Украины, основной задачей которой яв­ляется надзор за соблюдением законов.

Систему органов государственной власти Украины так­же можно разделить по вертикали — на центральные и местные органы власти. К центральным относятся Верхов­ная Рада, Президент, Кабинет Министров и министерства,

суды. К местным — государственные администрации в об­ластях, районах, городах Киеве и Севастополе.

7.2. Правовой статус и полномочия Верховной Рады Украины

Верховная Рада Украины — представительный орган (парламент), который является единственным органом за­конодательной власти в Украине.

Верховная Рада Украины формируется посредством выборов. Конституционный состав Верховной Рады — 450 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет. В Верхов­ной Раде Украины по результатам выборов формируется коалиция депутатских фракций, которая вносит предло­жения Президенту Украины по кандидатуре Премьер-ми­нистра Украины, а также в соответствии с Конституцией Украины вносит предложения относительно кандидатур в состав Кабинета Министров Украины.

Основными функциями Верховной Рады Украины яв­ляются:

  1. представительская функция — заключается в том, что Верховная Рада формируется народом Украины путем выборов, а поэтому выражает его интересы и волю;

  2. законодательная функция —является важнейшей в деятельности парламента и состоит в том, что Верховная Рада Украины в пределах своей компетенции принимает законы по вопросам, требующим законодательного урегу­ лирования. Реализуя эту функцию, Верховная Рада Укра­ ины формирует национальную правовую систему и обеспе­ чивает регулирование общественных отношений;

  3. установительная функция Верховной Рады состоит в том, что она определяет правовые основы функциониро­ вания органов государственной власти и принимает непо­ средственное участие в их формировании;

  4. функция парламентского контроля состоит в том, что Верховная Рада Украины осуществляет контроль за деятельностью других органов государственной власти. В частности, парламент Украины контролирует деятель­ ность Кабинета Министров Украины, осуществляет конт­ роль за соблюдением конституционных прав и свобод, осуществляет бюджетно-финансовый контроль.

Конституция Украины закрепляет за Верховной Радой широкий круг полномочий в различных сферах управле­ния. Важнейшими полномочиями Верховной Рады Укра­ины являются:

  1. в законодательной сфере — внесение изменений в Конституцию Украины, принятие законов, утверждение Государственного бюджета Украины;

  2. во внешнеполитической сфере — объявление по пред­ ставлению Президента Украины состояния войны и заклю­ чение мира, ратификация и денонсация международных договоров;

  3. участие в формировании органов исполнительной власти. Верховная Рада Украины назначает по представ­ лению Президента Украины Премьер-министра Украины, Министра обороны Украины, Министра иностранных дел Украины и Председателя Службы безопасности Украины. Кроме того, по представлению Премьер-министра Украины Верховная Рада назначает иных членов Кабинета Мини­ стров Украины, Председателя Антимонопольного комите­ та Украины, Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, Председателя Фонда госу­ дарственного имущества Украины. Она также освобождает указанных лиц с должностей;

  4. участие в формировании органов судебной власти. Верховная Рада назначает треть состава Конституционного Суда Украины, избирает судей судов общей юрисдикции;

  5. осуществление парламентского контроля за дея­ тельностью Кабинета Министров. Верховная Рада может ставить вопрос об отставке Премьер-министра Украины, членов правительства. Формой парламентского контроля является также деятельность Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Верховная Рада еже­ годно заслушивает его доклад о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине;

  6. смещение Президента Украины, с поста в порядке особой процедуры (импичмента).

Полномочия Верховной Рады Украины вполне типичны для парламентов современных государств. Перечень пол­номочий Верховной Рады Украины свидетельствует о том, что Украина развивается в том же направлении, что и де­мократические страны Европы и Америки — по пути пар­ламентаризма и конституционализма.

7.3. Конституционный статус народного депутата Украины

Народный депутат Украины — полномочный предста­витель Украинского народа в Верховной Раде Украины, избранный в соответствии с законом. Конституция Украи­ны и Закон Украины «О статусе народного депутата Укра­ины» (новая редакция от 22 марта 2001 г.) определяют права и обязанности народного депутата, гарантии депутат­ской деятельности.

Свои полномочия народный депутат осуществляет на постоянной основе. Статус народного депутата Украины предполагает несовместимость с другими видами дея­тельности. Народный депутат не должен иметь другой представительский мандат или одновременно быть на го­сударственной службе; занимать должность городского, сельского, поселкового головы; заниматься любой оплачи­ваемой работой, за исключением преподавательской, на­учной и творческой деятельности, а также медицинской практики.

Перед вступлением в должность народный депутат при­носит присягу на верность Украине перед Верховной Радой Украины и скрепляет ее личной подписью. С этого момента начинаются полномочия народного депутата. Полномочия народного депутата прекращаются с момента открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва либо досрочно в случаях, оговоренных законом.

Решение о досрочном прекращении полномочий народ­ного депутата Украины принимается большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины или, в оговоренных случаях — по решению суда.

Конституционный статус народного депутата Украины включает также права и обязанности народного депутата, гарантии депутатской деятельности (см. далее 7.4, 7.5).