logo search
Могилевский С

13.1. Ревизионная комиссия (ревизор) общества

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор).

Принятие решения по избранию членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий - исключительная компетенция общего собрания акционеров (участников) общества. При этом в акционерном обществе по смыслу ст. 47 ФЗ "Об акционерных обществах" избрание ревизионной комиссии обязательно независимо от количества акционеров.

Согласно п. 6 ст. 85 ФЗ "Об акционерных обществах" акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества. В связи с этим на практике часто возникает вопрос: что делать, если все акции сосредоточены у лиц, которые как раз и не могут участвовать в голосовании? Показателен в этом отношении следующий пример.

В ЗАО "Х" пять акционеров владеют приблизительно равными пакетами голосующих акций. Один из них - генеральный директор и одновременно член совета директоров общества, другие являются членами совета директоров. Каким образом им выбирать ревизионную комиссию (ревизора)? Практика предлагает два варианта решения этого вопроса.

Первый. Как мы уже отмечали ранее, согласно п. 1 ст. 66 ФЗ "Об акционерных обществах" члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового собрания акционеров. Следовательно, срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета) истекает в момент начала рассмотрения первого вопроса повестки дня и соответственно с этого момента члены совета директоров утрачивают свой статус. Таким образом, если вопрос об избрании ревизионной комиссии рассматривать раньше, чем будет избран новый состав совета директоров (наблюдательного совета), то лица, которые уже утратили свой статус членства в совете директоров (наблюдательном совете), могут без всяких ограничений осуществлять голосование своими пакетами акций.

Второй. Одному из акционеров достаточно подарить одну свою акцию, например, своему родственнику, чтобы именно этой акцией он голосовал за ревизионную комиссию. Учитывая, что избрание ревизионной комиссии относится к тому вопросу, решение по которому принимается простым большинством голосов акционеров, участвующих в собрании и не относящихся к той категории лиц, акции которых не могут участвовать в голосовании, ревизионная комиссия будет избрана даже при одном голосе "за", если "против" нет ни одного голоса.

Есть еще одно исключение, касающееся избрания ревизионной комиссии. Речь идет о тех случаях, когда в отношении открытого акционерного общества используется специальное право на участие Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в управлении этим обществом ("золотая акция"). Правительство РФ или орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе направлять своих представителей в ревизионную комиссию (п. 2 ст. 38 Закона о приватизации) *(298).

Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, который утверждается общим собранием акционеров. Как правило, это положение о ревизионной комиссии (ревизоре) общества.

Ревизионная комиссия должна строить свою деятельность на основе принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности и ответственности.

Члены ревизионной комиссии (ревизор) избираются общим собранием акционеров в количестве, который определен уставом общества. Опыт показывает, что для нормальной работы комиссия должна быть в составе не менее трех человек. Членами ревизионной комиссии (ревизором) могут быть участники общества или лица, не являющиеся участниками общества.

Вопрос о сроке, на который избирается ревизионная комиссия (ревизор), четко решается только для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью - на срок, определяемый уставом общества. В акционерных обществах такой ясности нет.

С одной стороны, согласно ст. 47 ФЗ "Об акционерных обществах" вопрос об избрании счетной комиссии (ревизора) включается в повестку дня годового общего собрания, а согласно ст. 53 того же Закона акционеры имеют право выдвигать кандидатов (кандидата) в состав ревизионной комиссии (ревизора) общества. С другой стороны, ст. 85 ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает, что ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается общим собранием акционеров общества, но не содержит указания на вид проводимого собрания (годовое, внеочередное). Кроме того, ФЗ "Об акционерных обществах" не содержит никаких положений о сроке полномочий ревизионной комиссии (ревизора), за исключением возможности досрочного прекращения ее полномочий (подп. 9 п. 1 ст. 48).

На наш взгляд, ревизионная комиссия (ревизор) в акционерном обществе должна избираться ежегодно, в противном случае мы не сможем выполнить требование ст. 47 этого же Закона об обязательности рассмотрения ежегодно определенного в данной статье круга вопросов *(299).

Члены ревизионной комиссии могут переизбираться на новый срок неограниченное число раз, поэтому в случае добросовестного выполнения полномочий ревизионной комиссией (ревизором) ее избрание на новый срок представляется техническим вопросом.

Согласно п. 6 ст. 85 ФЗ "Об акционерных обществах" члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут одновременно быть членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Кроме того, члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут входить в состав счетной комиссии.

Размер вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору), определяется решением общего собрания акционеров по рекомендации совета директоров (наблюдательного совета) простым большинством голосов акционеров, присутствующих на собрании (ст. 65 и 85 ФЗ "Об акционерных обществах").

Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию акционеров. В случае обнаружения фактов недобросовестной работы ревизионной комиссии собрание акционеров вправе переизбрать отдельных членов или весь состав ревизионной комиссии до истечения срока ее полномочий. Таким собранием по логике закона может быть только внеочередное. Счетная комиссия (ревизор), избранная на внеочередном собрании, может осуществлять свои полномочия только до годового общего собрания акционеров.

Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется действующим законодательством и уставом общества. Закон исходит из того, что предусмотренная ФЗ "Об акционерных обществах" компетенция ревизионной комиссии (ревизора) может быть расширена за счет дополнительных вопросов, определенных уставом общества. Типичный комплекс вопросов, решение которых может быть отнесено к компетенции ревизионной комиссии (ревизора) общества, можно представить в следующем виде:

- не реже одного (двух) раза в год производит плановые проверки деятельности совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа (генерального директора, директора), коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции);

- не позднее чем за 30 дней до годового собрания акционеров представляет в совет директоров отчет по результатам годовой проверки в соответствии с правилами и порядком ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

- осуществляет плановые и внеплановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества за год, а также в любое время по собственной инициативе, по решению общего собрания акционеров, решению совета директоров (наблюдательного совета), по письменному запросу акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества;

- требует созыва внеочередного собрания акционеров, если возникла угроза существенным интересам общества или выявлены злоупотребления должностных лиц;

- составляет заключение по годовым отчетам и балансам;

- требует у лиц, занимающих должности в органах управления общества, документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества должна проводиться ревизионной комиссией (ревизором) общества в обязательном порядке до их утверждения общим собранием участников общества. При этом общее собрание акционеров (участников) общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества.

В соответствии с законодательством проведение годовых и внеочередных проверок является одним из основных механизмов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В процессе внеочередной проверки могут контролироваться как отдельная хозяйственная операция общества, так и хозяйственные операции за отдельный период.

Все организационные вопросы проведения проверок, определение лиц, непосредственно ответственных за эту работу, рекомендуется предварительно определять на заседаниях ревизионной комиссии общества.

Чтобы не допустить необоснованного затягивания проверок, Кодекс корпоративного поведения рекомендует во внутренних документах общества устанавливать сроки их проведения, а внеочередную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества начинать не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров о ее проведении или протокола общего собрания акционеров или совета директоров. Срок проведения проверки не должен превышать 90 дней.

С целью упорядочения процедуры проведения проверок совету директоров общества рекомендуется утвердить положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией.

Руководит работой ревизионной комиссии ее председатель, избираемый простым большинством голосов из числа членов комиссии. Председатель ревизионной комиссии, если это допускается уставом общества, может передавать свои полномочия другому члену комиссии на определенный срок с обязательным уведомлением об этом совета директоров.

Законодательство не определяет необходимый кворум для принятия решений на заседаниях ревизионной комиссии общества. Но чтобы решения принимались действительно коллегиально, в Кодексе корпоративного поведения рекомендуется проведение заседания ревизионной комиссии в составе не менее половины числа избранных членов ревизионной комиссии.

Как правило, в уставах большинства хозяйственных обществ предусмотрено, что на заседаниях ревизионной комиссии решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Передача права голоса члена ревизионной комиссии иному лицу, в том числе другому члену ревизионной комиссии, не допускается.

Результаты всех проверок, все решения, а также ход заседаний отражаются в протоколах ревизионной комиссии. Протокол должен быть составлен и подписан после окончания заседания не позднее того срока, который оговорен в уставе или положении о ревизионной комиссии (ревизоре). Протокол подписывается председателем и членами ревизионной комиссии. В случае несогласия с принятым на заседании решением любой член ревизионной комиссии вправе записать в протокол свое особое мнение.

Протокол заседания ведет один из членов ревизионной комиссии по поручению ее председателя. Председатель ревизионной комиссии несет персональную ответственность за фактическую достоверность протокола заседания.

Протоколы заседаний ревизионной комиссии хранятся так же, как и вся документация общества.

Ревизионная комиссия на основании письменного запроса акционера (группы акционеров) своим решением может предоставить ему возможность ознакомиться с протоколом (протоколами) своего заседания (заседаний).

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, в котором, во-первых, подтверждается достоверность данных отчетов и иных финансовых документов общества; во-вторых, содержится информация о фактах нарушения установленного правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы заключение ревизионной комиссии подписывалось всеми членами ревизионной комиссии лично. Член ревизионной комиссии, выразивший несогласие с заключением ревизионной комиссии, вправе подготовить особое мнение, которое прилагается к заключению ревизионной комиссии и является его неотъемлемой частью.

Если член ревизионной комиссии не подписал заключения и не подготовил особого мнения, в заключении должны быть указаны причины этого.