logo
Могилевский С

Проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в общем собрании акционеров

Согласно п. 1 ст. 57 ФЗ "Об акционерных обществах" свое право на участие в общем собрании акционер осуществляет лично либо через своего представителя

Конкретизируя эту норму, п. 4.1 Положения о дополнительных требованиях установил, что в общем собрании могут принимать участие лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, а также лица, к которым права указанных лиц на акции перешли в порядке наследования или реорганизации либо их представители.

Представитель акционера на общем собрании действует в соответствии с полномочиями, основанными на: указаниях федеральных законов; актах уполномоченных на то государственных органов; актах органов местного самоуправления; доверенности.

Доверенность на голосование составляется в письменной форме и должна содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные). Паспортные данные представителя и представляемого включают нумерацию бланка паспорта и дату его выдачи. Доверенность на голосование должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и 5 ст. 185 ГК РФ, т.е. удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплутационной организацией по месту его жительства, администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, или нотариатом.

Доверенность от имени юридического лица, как правило, выдается за подписью его руководителя с приложением печати этой организации. Пункт 5 ст. 185 ГК РФ предусматривает возможность выдачи доверенности от имени юридического лица и иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами. Подобная ситуация является крайне редкой, но она, как мы видим, предусмотрена законом.

В случае если акция общества находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то правомочия по голосованию на общем собрании акционеров осуществляются по их усмотрению одним из участников общей долевой собственности либо их общим представителем. Полномочия каждого из указанных лиц должны быть надлежащим образом оформлены.

Нетрудно заметить, что п. 1 ст. 57 ФЗ "Об акционерных обществах", определяя право акционера на участие в общем собрании как лично, так и через своего представителя (только в единственном числе!), абсолютно однозначно указывает, что у акционера может быть только один представитель. Следовательно, если акционер владеет пакетом голосующих акций, в совокупности составляющих 32%, то он не может передать доверенность на участие в собрании двум его представителям, разделив этот пакет на два, например, по 16% каждый. Подтверждением именно такого подхода к возможности иметь несколько представителей и делить как угодно пакет акций является п. 4.16 Положения о дополнительных требованиях, который устанавливает, что если при подсчете голосов будут обнаружены два или более заполненных бюллетеня одного лица, в которых по одному вопросу повестки дня общего собрания голосующим оставлены разные варианты голосования, то в части голосования по такому вопросу все указанные бюллетени признаются недействительными.

Единственным исключением из этого правила является ситуация, когда акции приобретены у акционера несколькими лицами после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров. В этом случае, как мы уже отмечали, применяется п. 2.12 Положения о дополнительных требованиях, согласно которому при передаче акций после даты составления списка двум или более приобретателям лицо, включенное в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, обязано выдать каждому приобретателю акций доверенность на голосование, указав в такой доверенности число акций, голосование по которым предоставляется данной доверенностью, а каждый приобретатель таких акций подлежит регистрации для участия в общем собрании и ему должны быть выданы бюллетени для голосования.

ФЗ "Об акционерных обществах" содержит норму о том, что акционер вправе в любое время заменить своего представителя на общем собрании акционеров или лично принять участие в общем собрании акционеров (абз. 2 п. 1 ст. 57). Эта норма, в свою очередь, базируется на п. 2 ст. 188 ГК РФ, где устанавливается, что лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее.

Следовательно, когда мы говорим о возможности акционера заменить своего представителя, то фактически речь идет об отмене доверенности акционера для этого лица. Казалось бы, все абсолютно ясно и просто. Вместе с тем именно с применением этой нормы на практике возникает много вопросов.

Например, какие действия должен предпринять доверитель, чтобы отменить доверенность? До каких пор сохраняют силу права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность? Ответы можно найти в ст. 189 ГК РФ.

Согласно этой статье лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность была выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.

Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, сохраняют силу до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении. Причем это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось.

Исходя из этих норм Положением о дополнительных требованиях применительно к рассматриваемой нами процедуре проверки полномочий и регистрации лиц, участвующих в собрании, предусмотрены два самостоятельных варианта.

Первый, когда речь идет об учете бюллетеней в обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и более, а также иного общества, устав которого предусматривает обязательное направление (вручение) бюллетеней до проведения общего собрания акционеров. В этом случае полученные обществом бюллетени для голосования, подписанные представителем, действующим на основании доверенности на голосование, признаются недействительными, если обществом или регистратором, выполняющим функции счетной комиссии, получено извещение о замене (отзыве) этого представителя не позднее чем за два дня до даты проведения общего собрания (абз. 1 п. 4.12 Положения).

Следует также учитывать, что направление заполненных бюллетеней для голосования по адресу (месту нахождения) единоличного исполнительного органа (по адресу управляющего или адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа управляющей организации) общества, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, по адресу, указанному в уставе общества или в ином внутреннем документе общества, регулирующем деятельность общего собрания, признается направлением по надлежащему почтовому адресу независимо от указания такого почтового адреса в сообщении о проведении общего собрания.

Второй, когда представитель непосредственно участвует в общем собрании акционеров. При этом варианте лицо, имеющее право на участие в общем собрании (в том числе новый представитель, действующий на основании доверенности на голосование), подлежит регистрации для участия в общем собрании и ему должны быть выданы бюллетени для голосования в случае, если извещение о замене (отзыве) представителя получено обществом или регистратором, выполняющим функции счетной комиссии, до регистрации представителя, полномочия которого прекращаются (абз. 2 п. 4.12 Положения).

Проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, счетная комиссия.

Согласно п. 4 ст. 56 ФЗ "Об акционерных обществах" счетная комиссия наряду с указанной функцией определяет кворум общего собрания акционеров, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования. Поэтому роль счетной комиссии в обеспечении работы общего собрания является очень важной и весомой.

Однако не во всех акционерных обществах счетная комиссия избирается, хотя Закон обязывает избирать счетную комиссию в акционерных обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 100 и не более 500.

В акционерных общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций 100 и менее избрание счетной комиссии возможно, но необязательно.

Избрание счетной комиссии является исключительной компетенцией общего собрания акционеров. В подп. 13 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах" этот вопрос компетенции общего собрания сформулирован как "избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий".

Поэтому нелогичным представляется положение п. 1 ст. 56 ФЗ "Об акционерных обществах", устанавливающее, что в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 100 создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров.

На самом деле в отношении счетной комиссии речь идет не об утверждении (как, например, в случае с аудитором общества), а о ее избрании.

В соответствии с п. 2 ст. 56 ФЗ "Об акционерных обществах" в составе счетной комиссии не может быть менее трех человек. В счетную комиссию не могут входить:

- члены совета директоров (наблюдательного совета) общества;

- члены ревизионной комиссии (ревизор) общества;

- члены коллегиального исполнительного органа общества;

- единоличный исполнительный орган общества, а равно управляющая организация или управляющий;

- лица, выдвигаемые кандидатами на эти должности.

На практике подчас возникает вопрос об определении количественного состава счетной комиссии.

Возможны два варианта решения этого вопроса: первый - численный состав счетной комиссии определяется в уставе акционерного общества; второй - определяется решением общего собрания акционеров, на котором происходит избрание счетной комиссии.

На наш взгляд, первый вариант в наибольшей степени соответствует положениям ст. 53 ФЗ "Об акционерных обществах", в которой при определении права акционеров (акционера), являющихся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций, выдвигать кандидатов в счетную комиссию общества устанавливается, что их число не может превышать ее количественного состава.

Если этот количественный состав определен уставом общества, то при выдвижении кандидатов в счетную комиссию, которое происходит задолго до самого собрания, не возникает никаких проблем. Если же каждый раз количественный состав определяется на самом собрании, то на какое количество членов счетной комиссии необходимо ориентироваться при выдвижении в нее кандидатов? Только на то количество, которое было определено на прошлом собрании. А если на новом собрании это количество будет изменено, например, в сторону увеличения, когда кандидатов будет недостаточно для избрания самой счетной комиссии? Счетная комиссия избрана не будет.

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (далее - регистратор общества).

В случае если в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций 100 и менее счетная комиссия не создана, предусмотренные законом функции счетной комиссии осуществляет уполномоченное обществом лицо (лица), в том числе регистратор общества. При этом если ведение реестра акционеров общества осуществляется регистратором, функции счетной комиссии общества не могут выполняться иными регистраторами.

Законодатель предусмотрел три ситуации, при которых даже при избранной счетной комиссии возможно привлечение регистратора общества для осуществления функций счетной комиссии: 1) срок полномочий счетной комиссии истек; 2) количество членов счетной комиссии стало менее трех; 3) при явке для исполнения своих обязанностей менее трех членов счетной комиссии.

Первая ситуация требует пояснений, поскольку она касается срока полномочий счетной комиссии. В ФЗ "Об акционерных обществах" ничего не говорится о сроке полномочий счетной комиссии *(252). Более того, исходя из норм подп. 13 п. 1 и п. 3 ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах", общее собрание не вправе принимать решение по вопросу о сроке счетной комиссии. Возможность для общего собрания акционеров принять решение о досрочном прекращении полномочий счетной комиссии, установленная подп. 13 п. 1 ст. 48, предполагает, что этот срок уже в каком-то документе определен. На наш взгляд, наиболее желательный вариант - определение срока полномочий счетной комиссии в уставе общества, а возможный вариант - определение этого срока во внутреннем документе общества - Положении о счетной комиссии общества.

Предусматривая вариант решения вопроса при ситуации, когда счетная комиссия не в состоянии осуществлять свои функции, законодатель не определил алгоритм поведения в том случае, когда на общее собрание акционеров не является сам регистратор. Подобные ситуации возможны, особенно при проведении внеочередных собраний.

Интересен, на наш взгляд, следующий пример такой ситуации.

Более 500 акционеров открытого акционерного общества "Х" с числом акционеров 5300, владеющие 10% голосующих акций, потребовали проведения внеочередного общего собрания акционеров.

Совет директоров общества не принял решение о созыве внеочередного общего собрания, но и не принял решение об отказе в его созыве.

Реализуя свое право, предусмотренное для подобных ситуаций п. 8 ст. 55 ФЗ "Об акционерных обществах", акционеры сами созвали внеочередное собрание, осуществляя необходимые процедуры, в том числе поставили в известность регистратора общества о дате, месте и времени проведения внеочередного собрания, чтобы он заблаговременно подготовился к осуществлению функций счетной комиссии. Однако регистратор общества отказался от выполнения функций счетной комиссии, ссылаясь на одно из положений договора с обществом, в котором осуществление им этих функций связано с принятием решения совета директоров о созыве внеочередного собрания. Но такого решения нет. В день проведения внеочередного собрания регистратор общества не явился на место проведения собрания. Кто же в таком случае должен проверить полномочия и зарегистрировать лиц, имеющих право на участие в собрании? Выход был найден в следующем. Пункт 8 ст. 55 ФЗ "Об акционерных обществах", предоставляя право акционерам на созыв внеочередного собрания в случае бездействия совета директоров общества, устанавливает следующую норму: "Органы и лица, созывающие внеочередное собрание акционеров, обладают предусмотренными настоящим Федеральным законом полномочиями, необходимыми для созыва и проведения общего собрания акционеров".

Учитывая, что проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в собрании, является неотъемлемым элементом проведения собрания, акционеры, т.е. лица, созывающие собрание, начинают реализовывать полномочия, которые необходимы для проведения собрания, а именно осуществляют проверку полномочий и регистрируют участников собрания. Однако поскольку их количество велико (более 500), они предоставляют доверенности небольшой группе лиц, во-первых, на представление их интересов как акционеров ОАО "Х" во всех учреждениях и организациях, в том числе и в самом ОАО "Х", по всем вопросам, связанным с реализацией их прав как акционеров ОАО "Х" участвовать во всех общих собраниях акционеров ОАО "Х" (включая внеочередные) и голосовать на них всеми их акциями, и, во-вторых, на осуществление действий по реализации полномочий, необходимых для созыва и проведения внеочередного собрания, в соответствии с п. 8 ст. 55 ФЗ "Об акционерных обществах".

Именно эта группа акционеров и осуществила проверку полномочий и регистрацию лиц, участвующих во внеочередном собрании акционеров. Собрание состоялось.

Кстати, подобный подход нашел свое отражение и в нормативных документах. Так, согласно п. 4.14 Положения о дополнительных требованиях в случае, если на внеочередном общем собрании, проводимом по решению лиц, имеющих право требовать проведения внеочередного общего собрания, отсутствуют лица, которые председательствуют на общем собрании в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах", председателем общего собрания является лицо, принявшее решение о проведении внеочередного общего собрания (его представитель), или, если решение о проведении внеочередного общего собрания принято несколькими лицами, - одно из них, определенное их решением.

ФЗ "Об акционерных обществах" детально не регулирует процедуру регистрации участников собрания. Этот пробел также восполнен Положением о дополнительных требованиях. Согласно п. 4.5 Положения регистрация лиц, участвующих в общем собрании, проводимом в форме собрания, должна осуществляться по адресу места проведения общего собрания.

В том случае, если голосование по вопросам повестки дня общего собрания может осуществляться путем направления в общество заполненных бюллетеней для голосования, регистрации для участия в общем собрании подлежат лица, имеющие право на участие в общем собрании, которые либо не голосовали до проведения собрания, либо получили бюллетени позднее чем за два дня до даты проведения общего собрания.

Лица, имеющие право на участие в общем собрании, проводимом в форме собрания, бюллетени которых получены не позднее чем за два дня до даты проведения общего собрания, не регистрируются, но вправе присутствовать на общем собрании.

Документы, удостоверяющие полномочия правопреемников и представителей лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, либо их копии, засвидетельствованные нотариально, прилагаются к направляемым этими лицами бюллетеням для голосования либо передаются счетной комиссии или осуществляющему функции счетной комиссии регистратору при регистрации этих лиц для участия в общем собрании. Обращаем внимание на следующие требования: во-первых, документы, удостоверяющие полномочия правопреемников и представителей, либо их копии передаются счетной комиссии или регистратору и, во-вторых, копии названных документов должны быть нотариально заверены.

Естественно, что регистрация лиц, имеющих право на участие в общем собрании, должна осуществляться при условии идентификации лиц, явившихся для участия в общем собрании, путем сравнения данных, содержащихся в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании, с данными документов, предъявляемых указанными лицами.