logo search
АП

93. Управление иностранными делами

В этой сфере федеральным органом исполнительной власти яв­ляется Министерство иностранных дел РФ (МИД России). Оно подведомственно непосредственно Президенту РФ, определяет ос­новные направления внешней политики государства (ст. 80 Кон­ституции РФ).

Под иностранными делами понимаются отношения РФ с ино­странными государствами и международными организациями. В этой области МВД обеспечивает: реализацию внешнеполитичес­кого курса государства и координацию международных контактов субъектов РФ; защиту дипломатическими средствами суверените­та, безопасности, территориальной целостности и интересов РФ на международной арене; защиту прав и интересов граждан и юридических лиц страны за рубежом; дипломатические и консульские отношения РФ с иностранными государствами. Все меры между­народного характера, осуществляемые государственными органа­ми, согласовываются с МИД России.

МИД разрабатывает проекты международных договоров и со­глашений, информирует Президента и Правительство РФ о важ­нейших явлениях международной политики; ведет переговоры с иностранными официальными делегациями и подписывает меж­дународные документы; организует прием иностранных государ­ственных делегаций; контролирует выполнение международных договоров; руководит деятельностью российских дипломатичес­ких и консульских представительств за рубежом и т.д.

В сфере международных отношений особое место занимают связи РФ с государствами – членами Содружества Независимых Государств (СНГ). В настоящее время соответствующие вопросы отнесены к компетенции Министерства РФ по делам Содружест­ва Независимых Государств.

МИД России имеет свои органы в иностранных государствах. Это дипломатические представительства и консульские учреж­дения.

Посольства создаются в странах, с которыми РФ поддерживает официальные дипломатические отношения; их учреждает Прави­тельство РФ. Руководитель посольства – дипломатический пред­ставитель РФ в стране пребывания – назначается и отзывается после консультаций с соответствующими комитетами или комис­сиями палат Федерального Собрания Президентом РФ. Им же ут­верждено Положение о посольстве.

В задачи российского посольства за рубежом входит сбор ин­формации о стране пребывания, участие в подготовке проектов международных договоров РФ с этой страной, координация дея­тельности и осуществление контроля за работой представительств федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений и организаций в стране своего пребывания, а также и представительств субъектов РФ. Все такие представительства обя­заны информировать посольство о своей деятельности. Это отно­сится и к деятельности постоянных представителей РФ при меж­дународных организациях (например, при ЮНЕСКО и др.).

Руководитель дипломатического представительства – Чрез­вычайный и Полномочный Посол РФ. Он руководит работой дип­ломатического персонала посольства (советники, атташе, секрета­ри и т.п.). Ряд федеральных органов исполнительной власти имеет своих представителей в составе дипломатического персонала по­сольств. Например, атташе по агропромышленному комплексу, по торгово-экономическим вопросам и т.д.

Консульские учреждения – консульские отделы посольств, ге­неральные консульства, консульства, вице-консульства, консуль­ские агентства. Их задачи – обеспечение защиты интересов РФ, ее граждан, учреждений и организаций в стране пребывания, содей­ствие развитию культурных, научно-технических, туристических связей РФ с этой страной, а также учет российских граждан, по­стоянно или временно пребывающих в иностранном государстве, регистрация актов гражданского состояния и т.д.

Консульские учреждения создаются в крупных городах, мор­ских и речных портах. Их руководители назначаются МИД Рос­сии, а руководство их работой в стране пребывания осуществляет российское посольство.

Сотрудники посольств и консульств пользуются дипломатичес­ким иммунитетом (личная неприкосновенность, освобождение от налогов и сборов, тайна переписки и т.п.).