§ 3. Управление в области культуры
Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обеспечение культурной деятельности. Соответственно правовая регламентация в том или ином объеме распространяется на книгоиздание и библиотечное дело, телевидение и радиовещание, кинематографию, различные виды искусства.
Главное при этом заключается в том, чтобы государственно-управленческая деятельность создавала условия для свободного развития культурной деятельности, для ее стимулирования и, конечно, для ее защиты от проникновения в сферу культуры чуждых общественной нравственности веяний.
Культура – многозначное социальное явление, относящееся к сфере духовной жизни. Это учитывается при построении системы государственного управления, что находит свое выражение в функционировании нескольких отраслевых систем.
Наиболее масштабна деятельность Министерства культуры РФ (Минкультуры России) – федерального органа исполнительной власти, проводящего государственную политику в порученной, ему сфере.
Данную сферу в ее собственном смысле составляют учреждения театрального и художественного искусства, библиотеки, музеи и т.п.
Минкультуры призвано создавать условия для сохранения и развития культуры всех народов Российской Федерации; обеспечивать охрану историко-культурного наследия и государственный учет его объектов; контролировать соблюдение установленного порядка использования этих объектов; осуществлять контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей.
В непосредственном ведении Минкультуры находятся объекты федерального значения, статус которых определяется Правительством РФ. Это, например. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
При Минкультуре образована Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, участвующая в урегулировании взаимных претензий России и иных государств по возвращению культурных объектов, захваченных во время войны.
Минкультуры осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства об охране культурного наследия; приобретает произведения изобразительного, прикладного и музыкального искусства, драматургии; проводит смотры, конкурсы, фестивали, организует выставки, музейный и библиотечный обмен; руководит библиотечным делом; лицензирует музейную деятельность.
Государственный комитет РФ по печати (Роскомпечатъ) реализует государственную политику в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения.
В ведении комитета находятся государственные издательства, полиграфические предприятия и предприятия оптовой книжной торговли.
Центральной задачей Роскомпечати является защита свободы слова и независимости прессы; создание условий организации и функционирования федеральных, межрегиональных, региональных и местных издательств, газет и журналов; лицензирование издательской и полиграфической деятельности; регистрация периодических изданий; контроль за соблюдением законодательства о средствах массовой информации. Лицензирование и контроль осуществляют также территориальные органы Роскомпечати.
При нарушении действующего законодательства учредителям или редакциям изданий периодической печати вносятся письменные предупреждения. Возможно обращение в суд на предмет признания недействительными свидетельств о регистрации изданий и аннулирования лицензий на осуществление издательской и полиграфической деятельности.
Государственный комитет РФ по кинематографии (Госкино России) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематографии.
Госкино разрабатывает и реализует федеральные программы в порученной ему сфере деятельности, в частности, по совершенствованию кинообслуживания населения; оказывает финансовую поддержку производству и прокату отечественных кино-, видеофильмов; координирует деятельность кинорынков; контролирует соблюдение законодательства по вопросам своей компетенции.
Им осуществляется государственная регистрация художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации. Киновидеообслуживание осуществляется на основе лицензий.
Значительное внимание Госкино и его территориальные органы уделяют в настоящее время борьбе с видеопиратством.
Нормативные акты Госкино обязательны для всех органов и организаций кинематографии независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) обеспечивает реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществляет контроль за техническим качеством вещания.
ФСТР осуществляет меры по развитию, эксплуатации, стандартизации технической базы телевидения и радиовещания; регистрирует и лицензирует государственные (например, РТР) и негосударственные (например, НТВ) телерадиовещательные организации; координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиоорганизаций; руководит подведомственными организациями; контролирует соблюдение всеми организациями требований, предусмотренных лицензиями. При ФСТР действует Государственная техническая инспекция по телерадиовещанию.
Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ рассматривает возникающие в сфере телевидения, радиовещания, а также печати дела, связанные с нарушением общественной нравственности, с посягательствами на свободу слова.
- 2. Исполнительная власть: понятие и признаки
- 4. Понятие и признаки отрасли административного права
- 5.Предмет административного права
- 6.Система административного права
- 7. Источники (формы) административного права
- 8. Механизм административно-правового регулирования
- 12Понятие, основные черты и виды общественного объединения
- 13Административно-правовой статус общественных объединений
- 14 Религиозные объединения: понятие, признаки, формы
- 18. Местное самоуправление
- 19. Государственная служба: понятие, категории должностей и принципы
- 20Государственный служащий: понятие, виды
- 21 Прохождение государственной службы
- 22 Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления
- 23 Понятие, основные черты и виды правовых актов управления
- 25 Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления
- 26 Договор: понятие, признаки, виды
- 27 Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
- 28 Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
- 29 Понятие и признаки административного правонарушения
- 30 Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды
- 31 Понятие, особенности и виды административной ответственности
- 32 Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
- 35 Понятие и цели административного наказания
- 36 Назначение административного наказания
- 37 Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
- 39 Понятие, признаки и принципы административного процесса
- 41 Административно-процессуальные нормы и отношения
- 42 Структура и стадии административного процесса
- 43 Административная юстиция
- 44 Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан
- 45. Дисциплинарное производство по административному праву
- 46 Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 47 Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях
- 48 Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях
- 49 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 50 Возбуждение дела об административных правонарушениях и административное расследование
- 51 Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 52 Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях
- 54 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 55 Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 56 Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 57 Постановление по делу об административном правонарушении ст 29.10
- 58 Порядок подачи жалоб.
- 59 Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 63 64Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- 67 Доставление: цели, субъекты, сроки
- 68. Административное задержание.
- 69. Личный досмотр. Досмотр вещей находящихся при физ. Лице.
- 73 Досмотр транспортного средства
- 75 Привод
- 77. Административно-правовые режимы
- 79. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 78. Режим чрезвычайного положения
- 80. Государственная граница
- 82. Управление финансами
- 83. Промышленности
- 84. Агропромышленный комплекс
- 85. Управление транспортно-дорожным комплексом и связью
- 86. Организация налогового дела
- 87. Таможенное дело
- 88. Управление образованием
- § 2. Управление в области науки
- § 3. Управление в области культуры
- § 4. Управление в области труда и социального развития
- § 5. Управление здравоохранением
- 90. Управление в области обороны
- 91 Управление в области безопасности
- 92. Управление в области юстиции
- 93. Управление иностранными делами
- 94. Управление внутренними делами
- 95. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы
- 21.2. Гарантии законности: понятие и виды
- 21.3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды
- 21.4. Государственный контроль: понятие и виды
- 21.5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика
- 21.6. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления
- 21.7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления