logo
АП

85. Управление транспортно-дорожным комплексом и связью

Транспорт, играющий важнейшую роль в обеспечении потреб­ностей страны в перевозке, отраслевой системы государственного управления, а также населения, в настоящее время включает: же­лезнодорожный, морской, речной, авиационный, автомобильный, городской, электрический. К нему тесно примыкают дорожное хо­зяйство и средства связи.

Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации на­ходится федеральный транспорт, пути сообщения, связь (п. «и» ст. 71). Соответственно главную роль в управлении этими объекта­ми играют федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состоящие, обеспечивают развитие на своей территории сети автомобиль­ных дорог общего пользования, организуют работу по развитию телефонной связи и т.п.

Организация управления железнодорожным транспортом

Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транс­порте» от 25 августа 1995 г. характеризует его в качестве основы транспортной системы РФ, одного из видов транспорта общего пользования, представляющего единый производственно-техни­ческий комплекс, обеспечивающий во внутреннем и международ­ном железнодорожном сообщении потребности населения в пере­возках и услугах, жизнедеятельность всех отраслей экономики.

Сам перевозочный процесс регламентирован Федеральным за­коном «Транспортный Устав железных дорог Российской Федера­ции» от 8 января 1998 г.

Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте осуществляется централизованно и относится к исклю­чительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Таковым является Министерство путей сообщения РФ (МПС России). Оно осуществляет проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хо­зяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждение федерального железнодорожного транспорта в облас­ти организации и обеспечения перевозочного, процесса.

В систему МПС России входят: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; предпри­ятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожно­го транспорта. Главным оперативным звеном этой системы явля­ется железная дорога (унитарное предприятие, имеющее полную самостоятельность).

МПС России устанавливает границы железных дорог и их отде­лений, утверждает их уставы; по согласованию с органами испол­нительной власти субъектов РФ закрывает железнодорожные линии; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия феде­рального железнодорожного транспорта (кроме железных дорог) и т.д.

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функциони­рование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятия­ми, подведомственными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; ру­ководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; организует оперативное управ­ление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики дви­жения поездов по сети железных дорог, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям пере­возок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Он также утверждает обязательные для всех предприятий, организа­ций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспор­та, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопас­ности и санитарных правил на железнодорожном транспорте.

Специальные функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной службой железнодорожных войск.

Организация управления морским, речным и автомобильным транспортом

В этой сфере действует Министерство транспорта РФ (Мин­транс России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий госу­дарственное управление транспортным комплексом.

Транспортный комплекс – зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осу­ществляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном (кроме системы МПС) транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы, связанные с обслуживанием вод­ных путей сообщения и судоходных гидротехнических соору­жений.

Минтранс России: формирует и реализует государственную транспортную политику; осуществляет государственное управле­ние, регулирование и контроль в пределах своей компетенции; руководит деятельностью своих территориальных органов и под­чиненными предприятиями; контролирует условия и эффектив­ность использования лицензий на перевозочную деятельность в транспортном комплексе; осуществляет контроль в отношении морского судоходства и государственный надзор за соблюдением законодательства о торговом мореплавании; организует регистра­цию морских и речных судов; контролирует эксплуатацию внут­ренних водных путей; участвует в разработке мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Минтранс России выдает лицензии на осуществление перево­зочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридичес­ким лицам и отдельным предпринимателям, приостанавлива­ет их.

Государственные предприятия водных путей и судоходных ка­налов Минтранса России – бассейновые управления водных путей и судоходства, которые осуществляют эксплуатацию и раз­витие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объ­ектов речного транспорта, .находящихся в федеральной собствен­ности. Оперативным звеном системы управления водным транс­портом являются морские и речные пароходства, а также морские и речные порты. Администрация морского торгового порта обеспе­чивает безопасность мореплавания и порядка в порту; осуществля­ет надзор за соблюдением законов, правил и международных дого­воров РФ по торговому мореплаванию и за технической эксплуата­цией закрепленных портовых сооружений и объектов.

Пассажирский городской и междугородний автомобильный транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находятся в ведении органов исполнительной власти субъ­ектов РФ и местного самоуправления. Минтранс России разраба­тывает положение о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом и представляет его на утверждение Правительства РФ.

Организация управления авиационным транспортом

Исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирую­щие функции в гражданской авиации и по организации воздушно­го движения возложены на Федеральную авиационную службу Рос­сии (ФАС России).

Для управления воздушным транспортом важное значение имеет Федеральный закон «О государственном регулировании раз­вития авиации» от 8 января 1998 г.

ФАС России, как федеральный орган исполнительной власти, руководит гражданской авиацией. Отрасль гражданской авиации образуют предприятия и организации независимо от форм собст­венности, юридические и физические лица, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие процесс перевозки пассажиров и грузов, выполнение авиационных работ коммерческой гражданской авиацией и ее использование без взимания платы, а также организацию воздушного движения.

Правительство РФ утвердило «Временное положение об авиации общего назначения Российской Федерации», в соответствии с которым – это гражданская авиация, используемая не за плату, а , также авиация, выполняющая мобилизационно-оборонные задачи. В ее составе – деловая (перевозка грузов и пассажиров) и любительская (спортивная, учебная, а также авиатуризм и авиареклама) авиация.

ФАС России обеспечивает соблюдение законодательства о дея­тельности гражданской авиации; осуществляет государственный надзор за обеспечением безопасности полетов; проводит лицензи­рование деятельности гражданской авиации, сертификацию авиа­ционных предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок; координирует деятельность граждан­ской авиации с деятельностью других видов транспорта; утверж­дает федеральные авиационные правила, нормы и стандарты; ру­ководит своими региональными управлениями.

В компетенцию ФАС России входит также: регистрация воз­душных судов, аэродромов авиации общего назначения; контроль за использованием ею воздушного пространства; государственное регулирование субъектов авиации общего назначения; аэронави­гационное и штурманское обеспечение полетов воздушных судов. В своей деятельности она руководствуется Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. («Российская газета». 1997. 26 марта).

Издана единая система управления воздушным движением. Оперативными звеньями этой системы являются органы управле­ния воздушным движением аэропортов, находящихся в федераль­ной собственности, органы управления предприятиями по аэрона­вигационному обслуживанию, районные, зональные органы и т. д. Вся система этого движения координируется ФАС России.

Организация управления дорожным хозяйством

Дорожное хозяйство тесно связано с функционированием мно­гих видов транспорта. В силу этого управление им ранее входило в компетенцию Минтранса России.

В соответствии с Указом Президента «О дорожной реформе» от 23 апреля 1997 г. была образована в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти Федеральная дорож­ная служба России (ФДС России).

ФДС России осуществляет специальные исполнительные, раз­решительные, контрольные и другие функции в области дорожно­го хозяйства.

Дорожный комплекс страны составляют автомобильные дороги общего пользования, юридические и физические лица, осущест­вляющие обследование, изыскания, проектирование, строительст­во, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содер­жанием автомобильных дорог.

ФДС России осуществляет оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда, федеральными автомобильными дорогами и имуществом, обеспечивающим их функционирование; координацию развития сети автомобильных дорог общего пользо­вания; регулирование деятельности предприятий, учреждений до­рожного хозяйства; контролирует дорожное хозяйство; разраба­тывает отраслевые нормативные документы по вопросам соблюде­ния правил пользования федеральными автомобильными дорога­ми и условий использования дорожного имущества.

К ведению ФДС России относятся: разработка программ и про­ектов развития автомобильных дорог; организация общественных работ как средства, обеспечения занятости населения; лицензиро­вание; осуществление государственного надзора и контроля за без­опасностью дорожного движения, правил, стандартов и техничес­ких норм в дорожном хозяйстве.

ФДС России издает инструкции, правила, руководства, поло­жения, нормы, стандарты, обязательные для всех юридических и физических лиц; прекращает или приостанавливает функциони­рование объектов, сооруженных за счет Федерального дорожного фонда; прекращает или временно ограничивает по согласованию с ГИБДД МВД России движение по федеральным автомобильным дорогам при стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях.

Организация управления связью

Центральным звеном системы государственного управления в этой сфере является Государственный комитет РФ по связи и информатизации. Свою деятельность он строит, руководствуясь Федеральными законами «О связи» от 16 февраля 1995 г. и «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 янва­ря 1995 г.

Государственный комитет по связи проводит государственную политику и осуществляет управление в порученной сфере, а также межотраслевую координацию в области электросвязи, информатизации и почтовой связи.

Основные задачи Госкомитета связаны с государственным регу­лированием деятельности в области связи. При этом к федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической связи на территории России (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи). Комитет несет ответственность за общее регулирование связи в стране. Его нормативные акты по вопросам регулирования и у правления сетями связи, а также тех­нической эксплуатации средств связи обязательны для всех физи­ческих и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и форм собственности.

Комитет обеспечивает централизованное управление средства­ми связи, государственный надзор и контроль за деятельностью в области связи; выдает, изменяет условия или продлевает сроки действия лицензий на право деятельности в области связи.

Государственный комитет по связи также реализует государст­венную политику в области почтовой связи, руководствуясь при этом Федеральным законом «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г. В соответствии с ним действует: почтовая связь общего пользова­ния, специальная почтовая связь, федеральная фельдъегерская связь. Общее регулирование в этой области осуществляет комитет.

В его компетенции: обеспечение наиболее полного удовлетворе­ния потребностей граждан, органов государственной власти, мест­ного самоуправления, юридических лиц в услугах почтовой связи; управление объектами почтовой связи федерального подчинения; общее регулирование деятельности организаций почтовой связи (узлы почтовой связи, почтамты, отделения почтовой связи, спе­циализированные организации по перевозке почты и т.п.). В субъ­ектах Федерации создаются территориальные организации Коми­тета.

Комитет координирует работу подведомственных организаций в области приема, перевозки и выдачи посылок, почтовых контей­неров, распространения печатных изданий, доставки и выплаты пенсий и пособий, предоставления телефонных переговоров и услуг. В его функции входит также организация издания и распро­странения государственных знаков почтовой оплаты.

Госкомитет по связи осуществляет некоторые функции также в сфере информатизации. В его компетенции: государственное ре­гулирование, межотраслевая координация, разработка и проведе­ние государственной политики в сфере информатизации общества; регулирование взаимодействия информационных, информацион­но-вычислительных и автоматизированных систем; создание усло­вий для качественного информационного обслуживания физичес­ких и юридических лиц; защита государственных информацион­ных ресурсов и т.д.

Государственный контроль и надзор

В сфере транспорта и связи действуют специальные контроль­но-надзорные службы или подразделения.

Так, в составе Минтранса России образован Департамент Рос­сийской транспортной инспекции, возглавляемый Главным транспортным инспектором РФ. В субъектах Российской Феде­рации действуют отделения транспортной инспекции. Должност­ные лица данной службы вправе применять меры администра­тивной ответственности за осуществление подлежащей лицензи­рованию перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, без специального разрешения лицензии (либо с нарушением его условий на автомобильном, речном, морском транспорте – ст. 1573 КоАП).

При Минтрансе России действует также Российский речной ре­гистр, осуществляющий технический надзор за судами внутренне­го и смешанного (река – море) плавания.

На воздушном транспорте государственный надзор за обеспе­чением безопасности полетов возложен на региональные управ­ления ФАС России, а также на органы Единой системы управле­ния воздушным движением. Так, их представители вправе при­менять меры административной ответственности за нарушение правил безопасности полетов, правил поведения на воздушном судне, правил международных полетов и т.д. (ст. 105–108, 113, 130 КоАП).

Контрольными полномочиями наделены практически полно­мочные должностные лица железнодорожного (например, контро­леры-ревизоры пассажирских поездов, метрополитена), морского (например, капитаны портов), речного (например, капитан портового надзора), воздушного (например, начальник аэропорта), пассажирского городского автомобильного и электротранспорта (например, билетные контролеры). Значительными административными полномочиями в транспортно-дорожной сфере наделены opганы и должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России.

Надзорные функции в области технического состояния само­ходных машин и других видов техники (тракторы, комбайны и т.п.) возложены на Главную государственную инспекцию по надзору (Гостехнадзор) Министерства сельского хозяйства и про­довольствия РФ. На реках, в водохранилищах правила безопас­ности контролируются Главной инспекцией по маломерным судам Государственного комитета РФ по охране природных ре­сурсов.

Служба государственного надзора за связью осуществляет кон­троль за состоянием сетей и средств электрической и почтовой связи, за предоставлением потребителям услуг связи только по лицензиям. Она представлена Главным управлением Государственного комитета РФ по связи и информатизации и его региональный управлениями и отделениями. Надзор осуществляется государственными инспекторами в отношении предприятий, учрежде­ний и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Служба и ее инспектора дают предписа­ния об устранении выявленных нарушений; вводят при необходи­мости временные запреты на использование радиоэлектронных средств гражданского назначения; вносят предложения о приоста­новлении или прекращении деятельности по связи, не имеющей лицензии, применяют штрафные санкции и т.п.

Административная ответственность в сфере транспорта, дорожного хозяйства и связи предусмотрена гл. 10 КоАП.