59 Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. 2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд. 3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса. 4. Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения.
5. Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
60 Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения 1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 настоящего Кодекса. 2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса. 3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.
61пересмотр Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование стадии пересмотра постановлений. Под пересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен контроль за законностью постановлений. Такая стадия предусмотрена во всех юрисдикционных производствах (процессах). Пересмотр — это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить ранее принятый акт без изменений. Пересмотр следует отличать от повторного рассмотрения дела, которое производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение. В первом случае действует постановление по делу, законность и обоснованность которого проверяется. Во втором случае старое постановление отменено и по делу необходимо принять новое постановление. Стадия пересмотра является факультативной, необязательной. Лишь небольшое количество дел рассматривается в порядке контроля, но уже сам факт существования такой возможности имеет большое превентивное значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания. Пересмотр постановлений как самостоятельная стадия, построенная на основе сочетания свободы обжалования и опротестования постановлений с обязанностью компетентных органов рассмотреть их, позволяет на основе единообразного толкования и применения закона исправлять и устранять допущенные ошибки. Гарантией соблюдения законности является также право вышестоящих органов исполнительной власти, независимо от наличия жалобы, протеста прокурора, отменять или изменять постановления. Таким правом наделен и председатель вышестоящего суда. Дело рассматривает первая инстанция, а пересматривает вторая. При пересмотре действует такое правило: вторая инстанция не вправе увеличить взыскание. Правом пересмотра наделены: вышестоящий орган (должностное лицо); суд, орган (должностное лицо), принявший постановление. А процессуальными основаниями могут быть: • жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление; • жалоба потерпевшего; • протест прокурора; • усмотрение вышестоящего органа (председателя вышестоящего суда); • усмотрение органа, принявшего постановление. Иными словами, стадия пересмотра может начаться по жалобе гражданина и по инициативе органа, осуществляющего контроль за законностью, а также автора постановления. Административное законодательство установило два канала, по которым деликвент или потерпевший может подать специальную жалобу на принятое постановление: а) вышестоящему органу; б) в районный (городской) или арбитражный суд. Иными словами, постановления обжалуются либо в административном, либо в судебном порядке155. Законодательством четко определены инстанции и различные варианты обжалования постановлений, таких вариантов несколько. Первый вариант — альтернативный. Любое постановление коллегиального органа, а также единоличное постановление должностного лица о наложении штрафа может быть обжаловано гражданином в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд. Какой канал обжалования избрать — административный или судебный, — решает гражданин. Второй вариант обжалования — последовательный, ступенчатый, то есть закон предоставляет право обжаловать постановление сначала в один орган, а затем в другой. Последовательное (ступенчатое) обжалование заключается в следующем. Жалоба на единоличное постановление должностного лица о наложении административного взыскания (кроме штрафа) подается гражданином в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, после получения ответа она может быть подана в народный суд. ТК РФ предусмотрено последовательное обжалование организациями постановлений таможенных органов. Специальное обжалование, то есть подача жалобы в порядке производства по делам об административных правонарушениях, регулируется ст. 266—273 КоАП РСФСР. Специальная жалоба может быть подана гражданином в течение десяти дней (по ТК РФ — двадцати дней) со дня вынесения постановления. В случае пропуска этого срока по уважительным причинам допускается его восстановление органом, должностным лицом, правомочным пересматривать дела. Если лицо подало жалобу в установленный срок, то это является основанием приостановления исполнения постановления о взыскании до ее рассмотрения. Исключение составляют постановления о наложении таких взысканий, как предупреждение, штраф, взимаемый на месте совершения проступка. Следует напомнить, что специальная жалоба не может быть подана на постановление судьи, а значит, не предусмотрено приостановление ареста, исправительных работ. Жалоба подается в орган, вынесший постановление. Поступившая туда жалоба' в течение трех суток должна быть направлена вместе с делом в орган (должностному лицу), который правомочен рассматривать ее и которому она адресована. Протест прокурора на постановление субъекта исполнительной власти может быть направлен в вышестоящий орган, а на постановление судьи — самому судье или председателю вышестоящего суда. Правомочный орган (должностное лицо) обязан рассмотреть поступившую специальную жалобу или протест в десятидневный срок со дня поступления (таможенный орган — в месячный срок), а затем вынести обоснованное решение. Субъект пересмотра обязан проанализировать нормативное, фактическое и процессуальное основания привлечения к ответственности, в том числе сам факт совершения проступка данным лицом, доказательства по делу (объяснения свидетелей, потерпевших, выводы эксперта, специалиста). Кроме того, он должен проверить соблюдение процессуальных и давностных сроков привлечения лица к ответственности, правильность квалификации деяния, законность и обоснованность взыскания. Вышестоящий орган (должностное лицо), суд, пересматривая дело, принимает одно из следующих решений: 1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения; 2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), который не был правомочен решать данное дело, то оно отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица); 3) отменяет постановление и прекращает дело об административном нарушении; 4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей статьи с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено. При пересмотре дела взыскание не может быть усилено. Иными словами, на стадии пересмотра поворот к худшему законом (ст. 273 КоАП РСФСР) не допускается. А ст. 373 ТК РФ разрешает вышестоящему таможенному органу при пересмотре дела в связи с жалобой отменить постановление и возбудить уголовное дело. Такое отступление от запрещения поворота к худшему трудно признать обоснованным. Копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также органу, вынесшему постановление по делу. Потерпевшему копия высылается по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору. Орган (должностное лицо), пересмотревший постановление, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных нарушений, вправе вносить соответствующим организациям и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.
62 Исполнение постановлений — завершающая стадия производства. Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного деликвенту. В процессе исполнения постановления лицо, совершившее административный проступок, фактически претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера. В соответствии со ст. 278 КоАП РСФСР постановление подлежит исполнению с момента его вынесения, если специальными нормами не установлено иное. Исполнением постановлений заняты различные органы. При этом они осуществляют двоякую по характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по фактическому приведению их в исполнение. Первую из них, согласно ст. 278 КоАП РСФСР, осуществляют юрисдикционные органы, то есть те, которые выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую, в соответствии со ст. 279 этого же Кодекса, осуществляют специально уполномоченные на то организации в порядке, установленном законодательством. И та и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются разными ее этапами. На первом этапе — обращения постановлений к исполнению — юрисдикционный орган должен своевременно направить вынесенное постановление органу-исполнителю. В содержание этой деятельности входят также осуществление контроля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов, прекращение исполнения постановлений по основаниям, предусмотренным ст. 281 КоАП РСФСР. Деятельность уполномоченных субъектов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующие лишения и правоограничения в установленных постановлением пределах. По некоторым категориям дел один и тот же субъект сам выносит постановление и уполномочен сам привести его в исполнение. Так, за управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения виновные могут быть лишены прав на срок до трех лет органами ГИБДД. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления. Таможенные органы тоже в основном сами исполняют свои постановления. В ст. 282 КоАП РСФСР сказано, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. Этот срок давности начинает течь со дня, следующего за днем вынесения постановления. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанной с принесением протеста или подачей жалобы. Нужно подчеркнуть: постановление должно быть обращено к исполнению в трехмесячный срок. Позднее начинать исполнительное производство нельзя. Но если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжать столько, сколько необходимо. Закон не устанавливает предельного срока исполнительного производства. Он может быть много больше трех месяцев. Постановление таможенного органа о наложении взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение шести месяцев со дня вынесения, исполнению не подлежит (ст. 378 ТК РФ). Установленный ст. 282 КоАП РСФСР срок исполнительской давности является общим. А ст. 378 ТК РФ закреплен специальный срок давности исполнения постановлений. Еще один специальный срок назван ст. 298 КоАП РСФСР: водительское удостоверение не подлежит изъятию, если срок, на который водитель лишен права управления транспортными средствами, истек. Особенность этого специального срока в том, что он в каждом случае равен названному в постановлении сроку лишения прав конкретного лица. Значит, со дня, следующего за днем вынесения постановления, течет срок лишения прав. Но если истекло время, равное сроку лишения прав, водительское удостоверение уже изымать нельзя — срок давности окончился. Статья 280 КоАП РСФСР предусматривает отсрочку исполнения постановлений, которыми наложены административные взыскания в виде штрафа, ареста и исправительных работ. Она, как жалоба и протест, также приостанавливает исполнение данных постановлений, время отсрочки исключается из трехмесячного давностного срока. Предоставить отсрочку до одного месяца имеет право тот орган (должностное лицо), который вынес постановление. Основанием ее предоставления служат обстоятельства, наличие которых делает невозможным немедленное его исполнение. Так, например, Ц. был подвергнут административному аресту на 15 суток и помещен в изолятор временного содержания. На следующий день произошел несчастный случай в его семье. Судья, руководствуясь ст. 280 КоАП РСФСР, отсрочил на один месяц исполнение своего постановления. КоАП РСФСР предусматривает два варианта исполнения постановлений. Один из них называется добровольным, а другой -принудительным. Согласно ст. 285 названного Кодекса штраф должен быть уплачен гражданином не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Сумма штрафа вносится в учреждение банка, если иное не предусмотрено законодательством. Квитанция об уплате представляется органу (должностному лицу), наложившему штраф. В случае неуплаты штрафа в установленный срок орган, вынесший постановление, обязан направить его для удержания суммы штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии. Бухгалтерия организации, в которую постановление направлено на исполнение, обязана удержать соответствующую сумму штрафа, после чего возвратить постановление с отметкой об исполнении органу (должностному лицу), наложившему штраф. В настоящее время многие вопросы исполнения постановлений о наложении штрафов на граждан и юридических лиц регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Конечно, вопрос о соотношении V раздела КоАП и Закона заслуживает серьезного обсуждения. К числу исполнительных документов, исполняемых судебными приставами-исполнителями на основе названного Закона, отнесены постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению такой документ, в трехдневный срок вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. В нем устанавливается срок для добровольного исполнения, который не может превышать пяти дней, а также содержится уведомление о принудительном исполнении по истечении этого срока. Копия постановления не позднее следующего дня направляется должнику (ст. 9 Закона). Мерами принудительного воздействия являются: 1) обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника; 2) обращение взыскания на имущество путем наложения ареста на имущество и его реализации; 3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц. Закон «Об исполнительном производстве» называет такие особенности обращения взыскания на имущество организации: 1) денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся В сейфах кассы должника и находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях организации, изымаются незамедлительно; 2) судебный пристав-исполнитель принимает меры по наложению ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках. В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы. За неисполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя, нарушение законодательства об исполнительном производстве, несообщении должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные подвергаются штрафу в размере до 100 МРОТ. Постановление о наложении штрафа выносит судебный пристав-исполнитель. Он также вправе вынести постановление о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки к нему или к месту совершения исполнительного действия (ст. 87 названного Закона). Действия судебного пристава-исполнителя или отказ в совершении действий могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции. В справке прокуратуры Свердловской области по результатам проверки административной практики приводятся такие факты: «Выявлены случаи штрафов хозяйственными товарами, нефтепродуктами и другими материальными ценностями в пользу органа, наложившего административное взыскание. Штраф в сумме 6 621, 75 руб., наложенный Верхотурским ОВД на Кудымова Ю.В. «оплачен стройматериалами»; штраф, наложенный административной комиссией МО «Алапаевский район» на Новоселова И.В., «оплачен взаимозачетом». Да, чего только не придумают субъекты власти! Постановление об административном аресте выносится судьей и приводится в исполнение немедленно органами внутренних дел. Лица, подвергнутые такому взысканию, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел, отдельно от других задержанных или содержащихся под стражей по иным основаниям. Арестованные перед исполнением постановления подвергаются личному досмотру; у них изымаются вещи и предметы, запрещенные в местах содержания под стражей. Арестованные могут использоваться на физических работах без оплаты труда. Порядок исполнения постановлений судей об аресте определяется Положением о специальном приемнике при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту за мелкое хулиганство, которое утверждено приказом МВД от 21 декабря 1971 г. Представляется, что обязанности и права лиц, подвергнутых административному аресту, должны определяться федеральным законом. И вообще, статус лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения, порядок применения административных взысканий и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должны в полном объеме устанавливаться законом. На этапе окончания исполнения постановление о наложении штрафа с отметкой об исполнении возвращается органу, вынесшему постановление. Изъятые у водителей документы по истечении срока лишения прав возвращаются. После реального исполнения или если выполнить постановление невозможно (несостоятельность лица, отсутствие вещей, подлежащих конфискации, окончание срока давности и т. д.), исполнение должно быть прекращено, дело возвращено органу, вынесшему постановление. Окончание исполнения означает и окончание производства по делу. Административное дело сдается в архив.
- 2. Исполнительная власть: понятие и признаки
- 4. Понятие и признаки отрасли административного права
- 5.Предмет административного права
- 6.Система административного права
- 7. Источники (формы) административного права
- 8. Механизм административно-правового регулирования
- 12Понятие, основные черты и виды общественного объединения
- 13Административно-правовой статус общественных объединений
- 14 Религиозные объединения: понятие, признаки, формы
- 18. Местное самоуправление
- 19. Государственная служба: понятие, категории должностей и принципы
- 20Государственный служащий: понятие, виды
- 21 Прохождение государственной службы
- 22 Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления
- 23 Понятие, основные черты и виды правовых актов управления
- 25 Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления
- 26 Договор: понятие, признаки, виды
- 27 Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
- 28 Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
- 29 Понятие и признаки административного правонарушения
- 30 Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды
- 31 Понятие, особенности и виды административной ответственности
- 32 Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
- 35 Понятие и цели административного наказания
- 36 Назначение административного наказания
- 37 Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
- 39 Понятие, признаки и принципы административного процесса
- 41 Административно-процессуальные нормы и отношения
- 42 Структура и стадии административного процесса
- 43 Административная юстиция
- 44 Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан
- 45. Дисциплинарное производство по административному праву
- 46 Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 47 Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях
- 48 Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях
- 49 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 50 Возбуждение дела об административных правонарушениях и административное расследование
- 51 Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 52 Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях
- 54 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 55 Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 56 Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 57 Постановление по делу об административном правонарушении ст 29.10
- 58 Порядок подачи жалоб.
- 59 Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 63 64Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- 67 Доставление: цели, субъекты, сроки
- 68. Административное задержание.
- 69. Личный досмотр. Досмотр вещей находящихся при физ. Лице.
- 73 Досмотр транспортного средства
- 75 Привод
- 77. Административно-правовые режимы
- 79. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 78. Режим чрезвычайного положения
- 80. Государственная граница
- 82. Управление финансами
- 83. Промышленности
- 84. Агропромышленный комплекс
- 85. Управление транспортно-дорожным комплексом и связью
- 86. Организация налогового дела
- 87. Таможенное дело
- 88. Управление образованием
- § 2. Управление в области науки
- § 3. Управление в области культуры
- § 4. Управление в области труда и социального развития
- § 5. Управление здравоохранением
- 90. Управление в области обороны
- 91 Управление в области безопасности
- 92. Управление в области юстиции
- 93. Управление иностранными делами
- 94. Управление внутренними делами
- 95. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы
- 21.2. Гарантии законности: понятие и виды
- 21.3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды
- 21.4. Государственный контроль: понятие и виды
- 21.5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика
- 21.6. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления
- 21.7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления