logo
АП

77. Административно-правовые режимы

Под административно-правовым режимом понимается особый право­вой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере испол­нительной власти, который устанавливается федеральным законодатель­ством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или осо­бенностями вида деятельности.

Комплекс вынужденных правовых, организационных и иных мер, используемых при этом государством, существенно отличается от тех, которые применяются в обычных (нормальных) условиях. А изменения в правовом статусе участников реализации административно-правово­го режима выражаются, как правило, в усилении полномочий органов исполнительной власти и, наоборот, ограничении прав либо даже в возложении новых или дополнительных обязанностей на других участ­ников управленческих отношений. Однако во всех случаях следует иметь в виду, что, согласно ст. 55 Конституции, права и свободы чело­века и гражданина могут быть ограничены федеральным законом толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Виды административно-правовых режимов различны.

Статьей 87 Конституции предусмотрено, что в случае агрессии про­тив Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Режим военного положения определяется федеральным конститу­ционным законом, который пока не принят. Акты, принятые ранее по вопросам военного положения, действуют и поныне, но они носят закрытый характер.

Статья 88 Конституции предусматривает возможность введения чрезвычайного положения. Далее об этом будет сказано подробнее.

Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Рос­сийской Федерации» (с последующими изменениями и дополнения­ми)* определен режим охраны Государственной границы (или погранич­ный режим). Содержание этого режима составляют правила: пересече­ния Государственной границы лицами и транспортными средствами; пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с ино­странными государствами инцидентов, связанных с нарушением ука­занных правил. В соответствии с содержанием режима определены особые полномочия государственных органов и иных субъектов адми­нистративного права, участвующих в обеспечении режима Государст­венной границы.

Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (с после­дующими изменениями и дополнениями)* определен режим охраны государственных секретов. Все субъекты административного права, ко­торые становятся обладателями информации, отнесенной к сведениям, составляющим государственную тайну, в существенной мере ограничи­ваются в некоторых правах (например, временное ограничение права выезда из страны). В законе установлены специальные права Прави­тельства и других органов исполнительной власти, которые осущест­вляют государственное управление по вопросам режима охраны госу­дарственных секретов.

* СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4673.

Постановлением Правительства от 28 октября 1997 г. утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Россий­ской Федерации к государственной тайне*. Положения Инструкции обязательны для выполнения органами государственной власти и мест­ного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организация­ми, которые осуществляют работы, связанные с использованием све­дений, составляющих государственную тайну, либо стремятся в уста­новленном порядке получить лицензию на право проведения таких работ. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает согла­сие на частичные ограничения их прав. За нарушение норм законода­тельства о государственной тайне предусмотрены специальные меры ответственности.

* СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987.

Постановлением Правительства от 26 июня 1998 г. утверждено По­ложение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого располо­жены объекты Министерства обороны Российской Федерации*. Этот особый режим установлен в целях создания условий безопасного функ­ционирования названных объектов. Положение является обязатель­ным для выполнения всеми расположенными на этой территории ор­ганизациями, а также гражданами, работающими, проживающими или временно находящимися на территории закрытого образования. Осо­бый режим включает в себя: установление запретной и контролируе­мой зон; ограничение на въезд и (или) проживание граждан на терри­тории закрытого образования, на ведение хозяйственной и предприни­мательской деятельности, на полеты летательных аппаратов над терри­торией закрытого образования.

* СЗ РФ. 1998. №27. Ст. 3180.

Федеральным законодательством предусмотрены и такие админи­стративно-правовые режимы, как: таможенный; въезда на территорию Российской Федерации и выезда из Российской Федерации; режим безопасности полетов гражданских воздушных судов; режим обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения и дру­гие. По каждому из этих режимов нормативными актами определены:

назначение режима; органы государства, участвующие в его осущест­влении; система разрешений, предписаний, запретов, предусмотрен­ных данным режимом; контроль за его соблюдением; ответственность за нарушение режима; гарантии соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении режима; использование возможностей режима в укреп­лении правопорядка и пресечения правонарушений.

По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

В зависимости от юридических свойств бывают ординарные и экстраординарные режимы.