21.4. Государственный контроль: понятие и виды
Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.
Сущность государственного контроля:
деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;
наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;
получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;
принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;
выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;
применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);
организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.
В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.
В зависимости от временного режима контрольной деятельности - постоянным (систематическим) и временным (периодическим).
В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.
Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.
Контрольные полномочия Президента РФ:
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;
имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;
имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным договорам РФ;
назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;
назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;
осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Опосредованный президентский контроль осуществляют: Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правовое управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе - должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, вправе:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;
направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе (п. 7 Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»).
Перечень федеральных округов: Центральный федеральный округ; Северо-Западный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Сибирский федеральный округ; Дальневосточный федеральный округ.
Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.
Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются:
при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;
утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
отрешении Президента РФ от должности;
назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются:
при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
решении вопроса о доверии Правительству РФ;
назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
объявлении амнистии;
выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
выражении недоверия Правительству РФ.
Задачи Счетной палаты РФ:
организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.
В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.
Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.
Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.
Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.
Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.
- 2. Исполнительная власть: понятие и признаки
- 4. Понятие и признаки отрасли административного права
- 5.Предмет административного права
- 6.Система административного права
- 7. Источники (формы) административного права
- 8. Механизм административно-правового регулирования
- 12Понятие, основные черты и виды общественного объединения
- 13Административно-правовой статус общественных объединений
- 14 Религиозные объединения: понятие, признаки, формы
- 18. Местное самоуправление
- 19. Государственная служба: понятие, категории должностей и принципы
- 20Государственный служащий: понятие, виды
- 21 Прохождение государственной службы
- 22 Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления
- 23 Понятие, основные черты и виды правовых актов управления
- 25 Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления
- 26 Договор: понятие, признаки, виды
- 27 Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
- 28 Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
- 29 Понятие и признаки административного правонарушения
- 30 Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды
- 31 Понятие, особенности и виды административной ответственности
- 32 Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
- 35 Понятие и цели административного наказания
- 36 Назначение административного наказания
- 37 Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
- 39 Понятие, признаки и принципы административного процесса
- 41 Административно-процессуальные нормы и отношения
- 42 Структура и стадии административного процесса
- 43 Административная юстиция
- 44 Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан
- 45. Дисциплинарное производство по административному праву
- 46 Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях
- 47 Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях
- 48 Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях
- 49 Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях
- 50 Возбуждение дела об административных правонарушениях и административное расследование
- 51 Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- 52 Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях
- 54 Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
- 55 Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- 56 Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 57 Постановление по делу об административном правонарушении ст 29.10
- 58 Порядок подачи жалоб.
- 59 Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
- 63 64Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- 67 Доставление: цели, субъекты, сроки
- 68. Административное задержание.
- 69. Личный досмотр. Досмотр вещей находящихся при физ. Лице.
- 73 Досмотр транспортного средства
- 75 Привод
- 77. Административно-правовые режимы
- 79. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 78. Режим чрезвычайного положения
- 80. Государственная граница
- 82. Управление финансами
- 83. Промышленности
- 84. Агропромышленный комплекс
- 85. Управление транспортно-дорожным комплексом и связью
- 86. Организация налогового дела
- 87. Таможенное дело
- 88. Управление образованием
- § 2. Управление в области науки
- § 3. Управление в области культуры
- § 4. Управление в области труда и социального развития
- § 5. Управление здравоохранением
- 90. Управление в области обороны
- 91 Управление в области безопасности
- 92. Управление в области юстиции
- 93. Управление иностранными делами
- 94. Управление внутренними делами
- 95. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы
- 21.2. Гарантии законности: понятие и виды
- 21.3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды
- 21.4. Государственный контроль: понятие и виды
- 21.5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика
- 21.6. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления
- 21.7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления