logo
АП

8. Механизм административно-правового регулирования

совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства. Общая характеристика механизма административно-правового регулирования: • представляет собой совокупность юридических средств; • средства носят административно-правовой характер; • объектом воздействия выступают управленческие отношения; • направлено на решение задач общества и государства; • активизирует субъекты управленческих отношений; • повышает уровень их правосознания, правовой культуры; • обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма административно-правового регулирования: 1) принципы административного права; 2) административно-правовые нормы; 3) акты официального толкования административно-правовых норм; 4) акты применения административно-правовых норм; 5) административно-правовые отношения.

11.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции). Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами. Элементы административно-правового статуса граждан: 1) принципы административно-правового статуса граждан; 2) гражданство; 3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан; 4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления; 5) административная ответственность граждан; 6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан: • Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.; • Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.

; • ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»; • ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; • ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; • ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; • Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; • ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»; • ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; • ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»; • ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»; • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»; • ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; • ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; • ФЗ от 26 сентября 1997 г.

№ 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»; • Уголовный кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан. Виды административно-правовых статусов граждан: 1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами; 2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.); 3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.