logo
АП

82. Управление финансами

Организация управления финансами

Министерство финансов РФ (Минфин России) является феде­ральным органом исполнительной власти, обеспечивающим про­ведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ, а также координацию в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти. В основе его деятельности – Бюджетный кодекс РФ (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3823).

В его задачи входит: развитие бюджетного федерализма; разра­ботка проекта федерального бюджета; осуществление государст­венного финансового контроля; участие в формировании и осу­ществлении единой политики цен; координация политики феде­ральных органов исполнительной власти по обеспечению своевре­менного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет.

Минфин России осуществляет государственный контроль за це­левым использованием средств федерального бюджета, за поступ­лением доходов от имущества, находящегося в федеральной собст­венности, за реализацией алмазного сырья РФ, за сделками с дра­гоценными материалами и драгоценными камнями. В его функ­ции также входит организация пробирного надзора; регистрация выпуска ценных бумаг; лицензирование деятельности страховых организаций и надзор за их деятельностью; установление порядка ведения бухгалтерского учета; участие в формировании Государст­венного фонда драгоценных материалов и драгоценных камней, приобретение этих материалов и камней для названного фонда; организация изготовления денежных знаков (денежных билетов и металлических монет) по заявкам Центрального банка России, а также орденов, медалей, знаков почтовой оплаты.

Минфин России призван обеспечивать устойчивость государст­венных финансов, осуществлять целевое финансирование общего­сударственных потребностей, разрабатывать меры по финансово­му и налоговому стимулированию предпринимательской деятель­ности, регулировать лотерейное дело, обеспечивать сохранность государственных фондов России, в том числе Алмазного фонда, и т.д. По заданиям правоохранительных органов он проводит доку­ментальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий и организаций.

Полномочия Минфина России достаточно широки. Так, оно вправе запрашивать и получать от федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации необходимые для осуществления его функций материалы и документы; получать от предприятий и организаций документы, необходимые для осуществления контроля за расходо­ванием средств, выделяемых из федерального бюджета; ограничи­вать, приостанавливать и прекращать финансирование из феде­рального бюджета при выявлении фактов нецелевого использова­ния выделяемых средств; взыскивать средства федерального бюд­жета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением на виновных штрафа; давать обязательные для исполнения указа­ния по устранению выявленных нарушений финансовой дисцип­лины и т.д.

Нормативные правовые акты Минфина России обязательны на всей территории Российской Федерации.

В составе Минфина России действует Федеральное казначейст­во. Главное управление Федерального казначейства Минфина Рос­сии, подчиненные ему территориальные органы в субъектах РФ, а также в городах и районах составляют централизованную систему. Роль этих органов постоянно возрастает в сфере организации бюд­жетного и финансового исполнения федерального бюджета, рас­пределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также в сфере осуществления взаимных расчетов между ними. Федеральное казначейство призвано управлять дохо­дами и расходами федерального бюджета, непосредственно орга­низуя целевое движение денежных потоков и предотвращая «осе­дание» их в коммерческих кредитных учреждениях.

При Минфине России действует в качестве федерального уч­реждения Российская государственная пробирная палата (Про­бирная палата России).

Помимо Минфина России и Федерального казначейства в сфере финансов функционирует с определенными исполнительными функциями Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Она осуществляет функциональное регулирование и межотраслевую координацию в области рынка ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к правилам деятельности с ценными бумагами, а также порядок лицензирования деятельнос­ти в этой области и осуществляет его, контролирует соблюдение законодательства о выпуске и размещении ценных бумаг. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г.

Определенная роль в системе управления государственными финансами отводится также Государственному таможенному ко­митету РФ, поскольку осуществляемая им и его подразделения­ми (таможенными управлениями, таможнями и таможенными по­стами) деятельность обеспечивает поступление в государственную казну значительных финансовых средств. Поступление средств в бюджет является результатом выполнения таможенными органа­ми функций субъектов валютного и экспортного контроля. В по­рядке его осуществления таможенные органы вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность лиц, перемещающих то­вары или транспортные средства через таможенную границу; кон­тролировать перемещение через таможенную границу валютных ценностей и валютные операции, связанные с перемещением това­ров и транспортных средств. Они также организуют и осуществля­ют взимание таможенных пошлин, взыскивают стоимость товаров и транспортных средств – объектов нарушения таможенных пра­вил и т.д.

Организация кредитного дела

Банки – кредитные учреждения, имеющие исключительное право осуществлять привлечение вкладов, открытие счетов физи­ческих и юридических лиц, размещение этих средств в различных сферах жизни. Образуются они на основе любой формы собствен­ности (в том числе и с привлечением иностранного капитала) и осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

Организация и деятельность кредитных учреждений регламен­тируются Федеральным законом «О банках и банковской деятель­ности» от 3 февраля 1996 г. с изменениями и дополнениями, вне­сенными Федеральным законом от 31 июля 1998 г. («Российская газета». 1998. 7 авг.).

Банковскую систему страны представляют Центральный банк РФ (Банк России), Сберегательный банк, а также коммерческие банки различных видов и другие кредитные учреждения, имею­щие лицензии на осуществление отдельных банковских операций.

Банк России – главное кредитное учреждение страны, находя­щееся в федеральной собственности. Действует он на базе Феде­рального закона о нем от 26 апреля 1995 г. и осуществляет государственное денежно-кредитное и валютное регулирование. Экономи­чески он самостоятелен и свои расходы осуществляет за счет соб­ственных доходов.

Его основные функции: регулирование денежного обращения; обеспечение устойчивости рубля; выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков (эмиссия); организация изготов­ления денежных знаков; покупка, продажа и хранение государст­венных ценных бумаг; покупка продажа иностранной валюты; установление курса рубля и т.п.

Банк России выдает и отзывает лицензии на совершение бан­ковских операций, регистрирует уставы и ведет Книгу регистра­ции банков, устанавливает минимальный размер уставного капи­тала банков, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений.

Формально Банк России не зависит от исполнительной власти. Однако многие свои действия он осуществляет по поручению Пра­вительства РФ. Кроме того, Банк России наделен многими полно­мочиями, носящими административный характер. По Указу Пре­зидента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансо­вого контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. Банк России является одним из центральных звеньев системы такого контроля. Соответственно он назначает и осуществляет проверку банковских операций, вправе давать банкам обязательные для ис­полнения предписания об устранении нарушений законодательст­ва и установленных экономических нормативов. При неисполне­нии его предписаний Банк России предъявляет учредителям кре­дитных учреждений (коммерческим банкам) требования о прове­дении мер по финансовому оздоровлению банков, о их реорганиза­ции, о замене руководителей банков, о ликвидации банков. При этом возможно назначение временной администрации по управле­нию банком, взыскание денежных штрафов и отзыв лицензии.

Банк России возглавляется Председателем, назначаемым по представлению Президента РФ Государственной Думой. Он руко­водит коллегиальным Советом директоров банка.