logo search
ТГП

§ 3. Социальное государство

Понятие социального государства. С вопросом о соотношении и взаимодействии государства и гражданского общества определенным образом связан вопрос о социальном государстве. Идея социального государства возникла в конце XIX – начале XX вв. как модернизированная идея гражданского общества и правового государства. До нее господствовала либеральная идея индивидуальной свободы, сторонники которой (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Дж. Локк и др.) считали свободу человека и, прежде всего, его экономическую свободу высшей ценностью. Государству же отводилась роль «ночного сторожа» и вменялось в обязанность гарантировать эту свободу, не вмешиваясь в дела гражданского общества. Освобождение индивидов от жесткой опеки государства способствовало развитию частной инициативы, предпринимательства, рыночного хозяйства, что привело в конечном счете к упрочению экономической мощи буржуазных государств.

Однако уже в конце XIX в. бурное развитие капитализма привело и к обострению классовых противоречий, резкой поляризации между богатством и бедностью. Это могло повлечь за собой нежелательные для общества потрясения, чреватые социальным взрывом. Возрастание противоречий и напряженности в буржуазном обществе, а также широкое распространение марксистского учения, призывавшего к свержению буржуазного строя и установлению диктатуры пролетариата, обусловили необходимость проведения буржуазным государством социально ориентированной политики. Ее суть заключалась во вмешательстве государства в экономическую жизнь, воздействии его на распределительные процессы, в предоставлении каждому человеку прожиточного минимума, сглаживании социального неравенства между членами общества. В этих условиях возникает идея социального государства, получившая широкое распространение и признание во второй половине XX в., преимущественно в виде теории «государства всеобщего благоденствия».

Идея социального государства нашла в XX в. и юридическое оформление. В частности, она была закреплена в таких важнейших международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В той или иной форме эта идея отражена и в конституциях многих современных государств: Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, Турции, Федеративной Республики Германии, Франции, Российской Федерации, Швеции и других.

Что же следует понимать под социальным государством? В только что отмеченных правовых документах не содержится определений социального государства. Однако в некоторых из них закрепляются отдельные положения, раскрывающие его смысл. В этом плане заслуживает внимания ст. 7 Конституции Российской Федерации. Часть первая в ней гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это значит, что социальным можно считать государство, политика которого направлена на создание в обществе условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Более содержательной является вторая часть ст. 7 Конституции РФ, определяющая содержание социальной деятельности российского государства и гарантии социальной защиты населения. В ней сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Вместе с тем ст. 7 Конституции РФ не раскрывает всех признаков социального государства. Тем более что Российская Федерация еще не является в полной мере социальным государством, поскольку у нее для этого пока нет необходимого экономического потенциала. Кроме того, подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и правового государства. Однако ни первого, ни второго, ни третьего в нашей стране мы в достаточно развитом виде тоже еще не имеем. В этой связи ст. 7 Конституции РФ носит по большей части программный характер, хотя и отражает основные характеристики социального государства.

В самом общем виде социальное государство можно определить как государство, которое должно служить обществу и заботиться о человеке. Однако, чтобы получить о социальном государстве более глубокие представления необходимо рассмотреть его признаки.

В отечественной юридической литературе к наиболее важным признакам социального государства принято относить следующие:

во-первых, демократическую организацию государственной власти и наличие парламента, в котором равноправно представлены все социальные группы населения;

во-вторых, высокий уровень экономического развития страны, позволяющий перераспределять доходы, не ущемляя существенно положения собственников;

в-третьих, социально ориентированную структуру экономики, что проявляется в многообразии форм собственности;

в-четвертых, наличие гражданского общества, в котором государство, будучи правовым, является инструментом проведения социально ориентированной политики;

в-пятых, социальную направленность государственной политики, что проявляется в разработке государством разнообразных социальных программ и определении порядка их реализации;

в-шестых, наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину достойных условий жизни, социальной защищенности, равных стартовых возможностей для самореализации личности;

в-седьмых, наличие развитого социального законодательства;

в-восьмых, повышенную заботу государства о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых.

Исходя из этого, можно дать следующее определение социальному государству: социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий для нормальной жизни и свободного развития человека, защиту прав, свобод и законных интересов всех граждан, обеспечение мира и согласия в обществе.

Функции социального государства. Помимо признаков в литературе принято рассматривать также функции социального государства. При этом отмечается, что социальное государство осуществляет все те функции, которые присущи любому другому государству. К их числу относятся и социальные функции. Среди наиболее важных социальных функций социального государства обычно выделяют:

1) поддержку социально незащищенных слоев населения;

2) охрану труда и здоровья людей;

3) поддержку семьи, материнства, отцовства и детства;

4) сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными слоями населения через налоги, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5) поощрение благотворительной деятельности (путем предоставления разнообразных, в том числе налоговых, льгот);

6) финансовую и иную поддержку фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7) борьбу с безработицей (выплату пособий по безработице, переквалификацию и бесплатное обучение новым профессиям, обеспечение трудовой занятости населения);

8) участие в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ;

9) обеспечение компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов.

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под обществом и как соотносится с ним государство?

  2. Что понимается под гражданским обществом?

  3. Каково соотношение государства с гражданским обществом? Зависит ли это соотношение от научных трактовок гражданского общества?

  4. Что понимается под социальным государством? Каковы его признаки и социальные функции?

Литература

Авцинова Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3. – С. 90–104.

Гончарова А. Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: моногр. / А. Н. Гончарова. – Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 2001. – 160 с.

Гражданское общество и перспективы демократии в России / под. ред. Б. В. Михайлова. – М. : [б. и.], 1994. – 79 с.

Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм / П. Козловски; пер. с нем. – М. : Республика, 1998. – 367 с.

Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Изв. вузов. Правоведение. – 1995. – № 3. – С. 83–93.

Черниловский З. М. Гражданское общество: опыт исследования // Сов. государство и право. – 1992. – № 6. – С. 142–151.

Черниловский З. М. Индивид – общество – государство // Сов. государство и право. – 1990. – № 7. – С. 123–131.