§ 2. Государство и политика
Общая характеристика политики. Термин «политика» (греч. «politika» – государственные или общественные дела от «polis» – государство) имеет разные смысловые значения. Но обычно под политикой понимают сферу общественной жизни, которая характеризуется взаимоотношениями между государствами; между классами, нациями, другими социальными группами по поводу завоевания, организации и осуществления государственной власти; участием в делах государства; определением форм, задач, содержания деятельности государства и т. д. В самом общем виде политику можно определить как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями1. Но иногда политику определяют достаточно кратко: как стратегический курс развития страны2.
Политика зарождается в условиях разложения первобытнообщинного строя в связи с расслоением общества на большие социальные группы, обладающие своими собственными интересами. Поэтому политика имеет место там, «где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами»3. В то же время окончательное становление политики как особого социального явления связано с возникновением государства, поскольку политика – это сфера борьбы за государственную власть и государство.
Политика относится к числу сложных и весьма многогранных явлений. Существует довольно много ее разновидностей. Есть, например, внутренняя и внешняя политика, есть экономическая, социальная, национальная, культурная, военная, финансовая и многие другие виды политики.
С точки зрения своей структуры политика охватывает:
а) организованную деятельность социальных групп и представляющих их учреждений по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;
б) общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;
в) политическое сознание и культуру, составляющие неотъемлемую сторону политической деятельности и отношений;
г) совокупность политических организаций и норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели и интересы и осуществляется политическая власть4.
Суть политики во многом характеризуют методы ее осуществления. Помимо обычных, традиционных методов в ней издавна использовались и различные нечистоплотные приемы, такие как хитрость, лесть, обман, ложь, интриги, устранение соперников и т. п.
Соотношение государства и политики. Соотношение государства и политики выражается в их взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга. Взаимосвязь государства и политики выражается в их тесном и неразрывном единстве. Политика практически не обходится без государства. Ведь политика всегда сопряжена с борьбой за государственную власть. Подчинив себе государственную власть, определенные политические силы через государство претворяют свою политику в жизнь. Вследствие этого происходит политизация и государства. Государство, как известно, всегда рассматривается в качестве определенной политической организации, что свидетельствует о его тесной связи с политикой.
Теперь рассмотрим взаимовлияние государства и политики. Вначале выясним влияние политики на государство. Политика самым непосредственным образом влияет на государство, поскольку государство и государственная власть являются непосредственным объектом политической борьбы. Политические силы, пришедшие к власти в результате этой борьбы (или иным путем, например, в результате государственного переворота), используют государство как инструмент претворения в жизнь своей политической линии, как инструмент воздействия на общество в соответствующем этой линии направлении. В этой связи политика оказывает прямое влияние на организацию и деятельность государственного механизма. Она определяет задачи и основные направления деятельности государства в различных сферах общественной жизни, систему органов государственной власти и их компетенцию.
Следует обратить внимание на то, что влияние политики на государство может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние политики выражается в том, что государство может и, в принципе, должно использоваться политикой в общественных интересах. Разумеется, при этом и сама политика должна носить социальный характер и осуществляться в интересах общества. Отрицательное же влияние политики на государство имеет место тогда, когда государство используется в узкокорыстных интересах тех или иных политических сил вопреки интересам общества.
Говоря о влиянии политики на государство, необходимо вместе с тем иметь в виду, что на государство влияют и другие социальные явления. В предыдущем параграфе отмечалось влияние на государство экономики. Влияют на государство также идеология, культура, религия, мораль, обычаи и многие другие явления общественной жизни. Кроме того, государство может выступать и как самостоятельная социальная ценность. Поэтому говорить о государстве как о сугубо политическом явлении, орудии, инструменте политики и приносить его в жертву политике едва ли правильно, хотя на практике подобное нередко случается.
Государство, испытывая на себе влияние политики, само в свою очередь оказывает влияние на политику. Это влияние, как представляется, выражается в следующем.
Во-первых, государство является основным субъектом политики, и оно нередко само формирует политику. Особенно это характерно для государств с антидемократическими режимами, а также для государств с неразвитой демократией. В демократически развитых государствах политика как стратегический курс развития страны разрабатывается (формируется) политическими партиями, а выбор этого курса осуществляется населением, избирателями1. В антидемократических государствах и государствах с неразвитой демократией и разработка, и выбор стратегического курса развития страны осуществляются в основном государством, что свидетельствует о господстве государства в сфере политики. Не случайно в связи с этим политику иногда отождествляют с государством и рассматривают ее в качестве деятельности органов государственной власти.
Во-вторых, государство выступает в качестве основного средства реализации политики, претворения ее в жизнь. Независимо от того, кто разрабатывает и выбирает стратегический курс развития страны, его реализацией, претворением в жизнь занимается, прежде всего, государство. Государство – самый мощный инструмент претворения в жизнь политики.
В-третьих, государство с помощью позитивного права легитимирует политику, придает ей законный характер. Те направления политики, которые получают закрепление в праве, приобретают официальный и законный характер. При этом сама политика приобретает характер правовой политики.
В-четвертых, с помощью позитивного права государство осуществляет регулирование политической деятельности в стране. В связи с этим и государство, и другие субъекты политических отношений должны действовать в рамках права, закона, соблюдать и исполнять предписания правовых норм.
Политика, воплощаясь в деятельности государства, приобретает официальный характер и становится государственной политикой. Государственная политика – это линия поведения государства, его деятельность как внутри страны, так и на международной арене. Поскольку государство – главный инструмент управления обществом, государственная политика имеет множество направлений, охватывая и общество в целом, и отдельные его стороны. Можно сказать, государственная политика – это главная разновидность политики и основа всей политической жизни общества.
Таким образом, государство и политика находятся в тесном единстве и взаимно влияют друг на друга.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Н. А. Пьянов теория государства и права
- Часть первая теория государства Допущено умо по юридическому образованию
- От автора
- Глава 1
- § 1. Понятие государства
- § 2. Сущность государства
- § 3. Социальное назначение и функции государства
- Контрольные вопросы
- Глава 2
- § 1. Основные теории происхождения государства
- § 2. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- § 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства
- Глава 3
- § 1. Типология государства
- § 2. Основные типы государства
- § 3. Понятие и элементы формы государства
- § 4. Многообразие государственных форм. Основные формы государства
- Глава 4
- § 1. Монархическая форма правления
- § 2. Республиканская форма правления
- § 3. Нетипичные формы правления
- Глава 5
- § 1. Унитарное государство
- § 2. Федеративное государство
- § 3. Межгосударственные объединения с элементами федерализма
- Глава 6
- § 1. Демократические режимы
- § 2. Антидемократические режимы
- Контрольные вопросы
- Глава 7
- § 1. Понятие государственной власти и ее соотношение с государством
- § 2. Структура государственной власти
- § 3. Государственное управление и самоуправление
- Глава 8
- § 1. Понятие и структура механизма государственной власти
- § 2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
- § 3. Понятие и классификация органов государственной власти
- Глава 9
- § 1. Понятие и органы законодательной власти
- § 2. Парламент как высший представительный и законодательный орган государственной власти
- § 3. Формирование и роспуск парламента
- Глава 10
- § 1. Понятие и органы исполнительной власти
- § 2. Глава государства
- § 3. Правительство
- Глава 11
- § 1. Понятие и функции судебной власти
- § 2. Органы судебной власти и формирование судейского корпуса
- § 3. Судебная система и ее элементы
- § 4. Осуществление судебной власти (правосудия)
- Глава 12
- § 1. Соотношение государства и общества
- § 2. Государство и гражданское общество
- § 3. Социальное государство
- Глава 13
- § 1. Государство и экономика
- § 2. Государство и политика
- § 3. Государство и культура. Политическая культура
- § 4. Государство и религия
- Глава 14
- § 1. Понятие, структура и субъекты политической системы общества
- § 2. Место и роль государства в политической системе общества
- § 3. Взаимодействие государства с политическими партиями
- § 4. Взаимодействие государства с иными общественными объединениями – субъектами политической системы общества
- Глава 15
- § 1. Понятие личности. Связь личности с государством
- § 2. Гражданство: порядок его приобретения и прекращения
- § 3. Правовой статус личности. Права человека и гражданина