§2.2.1. Структура нормативной базы дисциплины
«Правоохранительные органы».
Источниковую базу курса «Правоохранительные органы» составляют:
Конституция РФ;
федеральные законы;
другие нормативно-правовые акты.
Универсальным правовым актом является Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой. Все другие законы РФ не могут вступать в противоречие с ней. В Конституции РФ изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам (являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов), определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.
В Конституции РФ содержатся положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах РФ.
Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие и ими непосредственно руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц на основании судебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, то суды рассматривают материалы об ограничении этих прав в отношении отдельных граждан на основании данных конституционных положений. Есть и другие примеры.
По степени общезначимости после Конституции РФ следуют федеральные законы, часть из которых имеют статусконституционных, так как они приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
Часть федеральных законов, регламентирующих правоохранительную деятельность, носят достаточно широкий характер. Это такие законы как «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности» и т.д. Деятельность правоохранительных органов в более узком ключе регламентируют законы «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Ряд законодательных актов представляет собой частные изменения в действующем законодательстве о правоохранительных органах, например, Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
Основными законами, регулирующими организацию судебной системы и порядок ее деятельности, являются законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судоустройстве РСФСР», «О статусе судей в Российской Федерации».
Закон «О судебной системе Российской Федерации» раскрыл содержание судебной власти, определил понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе прописаны:
судебная система Российской Федерации;
компетенция судов, входящих в эту систему;
структура судов.
Важное значение имеют нормы Закона «О судоустройстве РСФСР», подробно регламентирующие структуру судов общей юрисдикции и организацию их работы.
Закон «О статусе судей в Российской Федерации» закрепляет права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет:
задачи и полномочия Конституционного Суда РФ;
порядок его образования;
структуру;
принципы деятельности;
особенности производства по отдельным категориям дел;
статус судей.
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»:
определяет компетенцию арбитражных судов;
устанавливает –
структуру арбитражных судов всех звеньев,
порядок их работы,
организационное обеспечение.
Деятельность прокуратуры регламентирует Закон «Опрокуратуре Российской Федерации». В 1999 году в него были внесены серьезные изменения и дополнения. В Законе определены задачи прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ.
Организацию органов безопасности рассматривают Федеральные законы:
«О безопасности»;
«Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;
«О внешней разведке»;
«О государственной охране».
Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.
Органы предварительного расследования в своей деятельности руководствуются Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируют законы:
«О милиции»;
«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
другие законы.
Еще одним видом правовых источников при изучении курса являются указы Президента Российской Федерации.Этими указами, например, утверждены положения о –
милиции общественной безопасности,
координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью,
присвоении классных чинов прокурорским работникам.
К нормативной базе относятся также постановления Правительства РФ. Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Например: Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности».
Нормативными источниками являются и такие ведомственные акты как приказы, инструкции, издаваемые руководителями соответствующих министерств и ведомств.
Широкую группу правовых источников дисциплины составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии со статьей 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Однако такие документы, как договоры о правовой помощи по уголовным делам, о сношениях судов, органов расследования Российской Федерации с соответствующими учреждениями других государств и т.п. имеют самостоятельное значение.
Таким образом, учебная дисциплина «Правоохранительные органы» имеет широкую теоретическую и нормативную базу, что позволяет формировать её структуру в единстве общей и особенной части, как последовательное изложение теоретических и прикладных аспектов правоохранительной деятельности.
Контрольные вопросы по теме:
Дайте классификацию правовых источников о правоохранительной деятельности в РФ.
Каково значение Конституции Российской Федерации для деятельности правоохранительных органов?
Перечислите основные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность РФ.
- Санкт-петербургский
- §2.1.1. Правоохранительные органы – понятие, функции, институционально-правовые особенности
- §2.1.2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
- Тема 2.2. Законодательство о правоохранительных органах.
- §2.2.1. Структура нормативной базы дисциплины
- Тема 2.3. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации §2.3.1. Понятие судебной власти и ее основные признаки
- §2.3.2. Правосудие: сущность, характерные черты
- §2.3.3. Конституционные принципы осуществления правосудия
- Принцип законности
- Принцип осуществления правосудия только судом
- Принцип независимости судей
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
- Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту
- Принцип презумпции невиновности
- Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
- Принцип состязательности и равноправия сторон
- Принцип гласности судопроизводства
- Принцип национального языка судопроизводства
- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
- Принцип охраны чести и достоинства личности
- Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
- Тема 2.4. Судебная система и статус судей в российской федерации §2.4.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- §2.4.2. Правовой статус судей
- Тема 2.5. Конституционный суд российской федерации
- §2.5.1. Полномочия Конституционного суда рф
- §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
- Тема 2.6. Деятельность судов общей юрисдикции в российской федерации
- §2.6.1. Правовой статус и система судов общей юрисдикции
- §2.6.2. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации
- Структура Верховного Суда рф
- Судебная Коллегия по гражданским делам, Судебная Коллегия по уголовным делам, Военная Коллегия, Кассационная коллегия
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
- Районные суды
- Мировые судьи
- Военные суды
- Тема 2.7. Арбитражные суды в российской федерации
- §2.7.1. Понятие, задачи и подведомственность арбитражных судов
- §2.7.2. Структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Судебные коллегии
- §2.7.3. Структура и полномочия Федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов рф
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 2.8. Организация прокуратуры в российской федерации
- Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
- Б.Паскаль
- §2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
- §2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
- Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
- §2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
- §2.9.3. Задачи и полномочия органов дознания
- Тема 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации §2.10.1. Министерство внутренних дел: современный государственный статус, структура и функции
- §2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при мвд рф Милиция
- Следственный комитет при мвд рф
- Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации
- §2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности
- §2.11.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности рф, Федеральной службы безопасности рф, органов внешней разведки рф, Федеральных органов государственной охраны
- Совет Безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Органы внешней разведки Российской Федерации
- Федеральные органы государственной охраны
- Тема 2.12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции
- §2.12.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
- §2.12.2. Федеральная служба судебных приставов
- §2.12.3. Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний
- Тема 2.13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в рф
- §2.13.1. Современная система нотариата в Российской Федерации, организационные основы ее деятельности
- §2.13.2. Нотариальные действия и правила их совершения
- §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации
- §2.13.4. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения
- Адвокатский кабинет
- Коллегия адвокатов
- Адвокатское бюро
- Юридическая консультация
- Тема 2.14. Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны
- §2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
- §2.14.2. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации