logo search
КСС 2013 - на рецензию

1.2 Современные системы управления качеством в дорожном строительстве

Система управления качеством –это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства по обеспечению качества выпускаемой продукции или выполняемых услуг.

Все системы управления качеством можно разделить на три вида:

  1. Общегосударственная система управления качеством дорожного хозяйства Российской Федерации.

  2. Региональная система (краев и областей) управления качеством дорожного хозяйства.

  3. Системы управления качеством на предприятии.

Схема общегосударственной системы управления качеством в дорожном хозяйстве.

Она имеет пять составляющих:

  1. систему сертификации продукции и систем качества;

  2. систему утверждения нормативной документации (стандартов, технических условий и т.д.);

  3. систему контроля качества Федеральным дорожным агентством;

  4. систему государственного надзора за дорожным хозяйством Министерства транспорта.

Любое предприятие самостоятельно, по своей инициативе, разрабатывает свою систему управления качеством, которая затем сертифицируется в ГОСТ Р (подразделении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии). Разработка системы производится в соответствии со следующими нормативными документами:

– ГОСТ Р ИСО 40.001-2000,

– ГОСТ Р ИСО 40.002-2000,

– ГОСТ Р ИСО 40.003-2000,

– ГОСТ Р ИСО 40.005-2000.

Рассмотрим примерные системы управления качеством на уровне строительно-монтажного управления (СМУ) (рис. 4 и 5). Принятые сокращения на рисунках:

ОМТС – отдел материально-технического обеспечения;

АСУ – отдел автоматизированных систем управления;

ФЭО – финансово-экономический отдел;

ПТО – планово-технологический отдел;

ОГМ – отдел главного механика;

РММ – ремонтно-механические мастерские;

ОТ – отдел труда;

ТБ – отдел техники безопасности;

БД – отдел безопасности деятельности и профессионального здоровья;

ОГЭ – отдел главного энергетика и электроцех;

АБЗ – асфальтобетонный завод;

АЗС – автозаправочная станция;

РСУ – ремонтно-строительное управление;

ОСО – отдел социального обеспечения.

Система управления качеством обычно разделяется на два самостоятельных раздела: первый – организационная структура системы управления (рис. 3); второй – процессы, которые необходимо осуществлять для управления качеством в дорожном строительстве (рис. 4).

Все подразделения разделяются на четыре блока:

Блок 1– жизненного цикла создания продукции – подчинен главному инженеру. В него входят:

1. Зам. главного инженера по производству.

2. Планово-технологический отдел.

3. Производственные участки.

4. Отдел главного механика.

5. Ремонтно-машинные мастерские.

6. Отделы труда, техники безопасности, промсанитарии.

Блок 2 –экономики и финансового обеспечения –под руководством зам. директора по экономике и финансам. В него входят:

1. Главный бухгалтер.

2. Бухгалтерия.

3. Финансово-экономический отдел.

4. АСУ.

Блок 3 – системы управления качеством – подчинен директору. В него входят:

1. Инженер по качеству.

2. Измерительная лаборатория.

3. Аудиторы качества.

Блок 4 подготовки производства под руководством зам. директора по подготовке и обеспечению производства. В него входят:

1. Отдел материально-технического обеспечения со складом и АЗС.

2. Отдел главного энергетика иэлектроцех.

3. Диспетчер.

4. Ремонтно-строительное управление (ОКС).

5. Отдел социального обеспечения.

6. Общежитие.

Все процессы управления качеством обычно разделяют на три вида процессов:

1 – процессы, обеспечивающие производство продукции;

2 – управляющие процессы: определение требований к продукции и разработка целей повышения качества;

3 – обеспечивающие процессы.

14

В управляющих процессах можно выделить основные направления маркетинга: определение требований к продукции и разработку целей повышения качества. Менеджмент персонала предназначен вызвать личную заинтересованность в повышении качества продукции (премирование за образцовое выполнение системы на своем участке работы). Менеджмент инноваций должен разрабатывать предложения по повышению качества продукции. Планирование аудитов и анализ результатов.

В третьем виде процессов – обеспечение функционирования жизненного цикла продукции – наиболее важными являются:

1. Управление документацией. Согласование всеми службами договоров и других документов, касающихся производства (смет, проектной документации, графиков выполнения работ подготовки производства и т.п.).

2. Управление записями – просьбами заказчика, заданиями руководителей служб и т.п.

3. Проведение внутренних аудитов системы качества.

4. Корректирующие мероприятия.

5. Предупреждающие мероприятия.

6. Обучение персонала.

В дальнейшем все элементы системы управления качеством будут рассмотрены подробно.