logo
КСС 2013 - на рецензию

1.1 Отечественные системы управления качеством

В двадцатых годах прошлого столетия в нашей стране начали внедряться статистические методы контроля. В тридцатые-сороковые годы появились первые элементы управления качеством.

Первая системауправления качеством возникла в пятидесятых годах на заводах в Саратове как система бездефектного изготовления продукции (БИП). В ее основу были положены следующие принципы:

  1. полная ответственность за качество выпускаемой продукции возложена непосредственно на исполнителя;

  2. строгое соблюдение технологии;

  3. полный контроль изделий изготовителем до предъявления отделу технического контроля (ОТК);

  4. направление технического контроля не на регистрацию брака, а на предупреждение появления дефектов.

При обнаружении первого дефекта ОТК прекращал дальнейший осмотр и возвращал исполнителю продукцию на перепроверку и исправление дефектов. Повторное предъявление изделий производилось по письменному разрешению начальника цеха. Третье предъявление допускалось только по разрешению директора.

Рекламации рассматривались лично директором с выпуском приказа с организационно-техническими мероприятиями по устранению причин появления дефектов. Главная особенность БИП в том, что она позволяла проводить оценку труда каждого изготовителя, а также коллектива изготовителей на уровне подразделений предприятия и производить моральное и материальное стимулирование. С 1962 г. системы, подобные БИП, начали внедряться в Германии, Польше, США, Японии и других странах.

Следующая система, «Система бездефектного труда» (СБТ), разработана на Львовском заводе и распространялась не только на рабочих, но и на инженерно-технический персонал всех отделов предприятия. Работа без дефектов принималась за единицу, а за каждое нарушение оценка снижалась не только отдельным членам бригады, но и всей бригаде, а также участкам, цехам, отделам.

В конце пятидесятых годов в Горьковской области появилась система КАНАРСПИ, которая уже охватывала не только производство, но и создание, и совершенствование конструкции опытного образца, серийное производство и эксплуатацию.

В начале семидесятых годов Госстандарт обобщил опыт создания систем и разработал комплексную систему управления качеством продукции предприятия КС УКП. В этой системе уже прогнозировалось качество вновь разрабатываемой продукции, организация разработки и передачи конструкции на производство, обеспечение запланированного качества в серийной продукции.

В восьмидесятых годах в дорожной отрасли также внедрялись комплексные системы управления качеством [5,6,7,8].