3.1 Основные понятия, термины и цели технического регулирования
Федеральный закон «О техническом регулировании» введен в действие 27.12.02 г. Закон содержит следующие разделы: область применения, основные понятия, принципы технического регулирования и законодательство о нем, о технических регламентах, о стандартизации, о подтверждении соответствия и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, о государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований технических регламентов, об информации о нарушениях требований технических регламентов и отзывах продукции, об информации о технических регламентах, документах по стандартизации, финансировании и переходных положениях.
Этот закон [9] обеспечивает правовое регулирование отношений между производителем товаров, а также услуг и потребителем.Или этот закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и при оценке соответствия качества продукции или услуг.Закон определяет права и обязанности участников: заказчика и производителя, покупателя и продавца, и поэтому он обеспечивает постоянное повышение качества товаров и услуг.
Действие закона не распространяется на образовательные стандарты, стандарты бухгалтерского учета и правила аудиторской проверки, стандарты эмиссии ценных бумаг и т.п. Требования к функционированию единой системы связи и связанной с ней продукции регулируются отдельным законодательством РФ.
В законе используются следующие понятия:
1. Техническое регулирование– правовое регулирование отношений в области установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также выполнению работ и услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
2. Технический регламент(ТР) – документ, который устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технический регламент принимается на основе международных соглашений и законодательства РФ или федеральных законов, или указов президента РФ, или постановлений правительства. Пример: Федеральный закон « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.10.2007 [10].
3. Аккредитация– официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
4. Декларация о соответствии– документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (ТР).
5. Знак соответствия– обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
6. Оценка соответствия– прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
7. Стандарт– это нормативно-технический документ, устанавливающий свод требований или правил, которым должны соответствовать какие-либо процессы, продукция или услуги. Если стандарт включен в договор на поставку, то несоблюдение этих требований подсудно.
Стандарт– это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Пример: ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные, дорожные, аэродромные и асфальтобетон». Различают национальный стандарт и стандарт предприятия.
Национальный стандарт (НС) − стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации.
Стандарт предприятия или организаций, объединений юридических лиц и других фирм разрабатывается предприятиями и любыми фирмами самостоятельно, из внутренней необходимости.
8. Сертификат соответствия– документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям международных договоров и других нормативных документов отрасли.
9. Правила отбора проб и методов испытаний. Данные правила являются составной частью ТР и поэтому обязательны. Для дорожной отрасли они принимаются Федеральным дорожным агентством в течение шести месяцев после выхода технического регламента (ТР).
Сертификат соответствия– это документ, удостоверяющий соответствие объекта (продукции) или услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Нужно отметить, что технические регламенты принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей[9].
Кроме сертификации продукции и услуг могут оформляться сертификаты систем обеспечения качества выпускаемой продукции в соответствии со следующими стандартами: ГОСТ Р ИСО 9001-2002 «Система качества». Обеспечение качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по проверке систем качества».
Следует еще остановиться на деятельности управлений Госавтодорнадзора, подчиненных Министерству транспорта. Эти организации наделены правами контролировать соблюдение технических регламентов, стандартов и других нормативных документов по дорожной отрасли. Они проводят систематические проверки с составлением актов контроля и надзора, в которых отмечаются выявленные нарушения. На рисунке 9 представлена схема всех нормативных документов обеспечения качества в соответствии с законом о техническом регулировании.
Применительно к дорожной отрасли законом обозначены следующие общие технические регламенты: 1) безопасности эксплуатации автомобильных дорог, мостов и сооружений на них; 2) безопасности эксплуатации машин и оборудования, в том числе дорожных; 3) радиационной безопасности, в том числе дорог и сооружений на них, применяемых при строительстве материалов, изделий и конструкций; 4) экологической безопасности, в том числе в дорожном хозяйстве.
Закон предусматривает следующий порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента:
1) уведомление о начале разработки; 2) опубликование проекта; 3) обсуждение не менее 2-х месяцев; 4) доработку по замечаниям; 5) уведомление об окончании обсуждения; 6) заключение экспертной комиссии; 7) утверждение регламента Государственной думой РФ в первом чтении и далее аналогично порядку принятия законов РФ.
Законом определено, что технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня его вступления в силу, т.е. к 2010 г. В переходный период требования к продукции подлежали исполнению только в части, соответствующей следующим целям:
1-я цель– защита жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подразумевает требования к устойчивости и прочности строительных конструкций автомобильных дорог и мостов.
2-я цель– описывается в письме Госстроя РФ от 22.12.03 г. № ЛБ – 838/5 – Охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений (СНиП 12-01-2004 г.).
3-я цель– предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Из этого положения вытекает, что паспорта и акты на производимые дорожно-строительные материалы, изделия и конструкции, а также другая документация, традиционно выдаваемая подрядными организациями по требованию потребителей, должна оформляться, а информация в них должна быть достоверной.
Законом предусмотрена ответственность за несоблюдение обязательных требований в части непредоставления информации.
Указом Президента РФ № 649 от 20.05.04 г. Госстандарт России преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ, подведомственное Министерству промышленности и энергетики РФ. Это связано с необходимостью совершенствования нормативных документов в промышленности и гармонизации их с международными стандартами. Отметим следующие документы, принятые в развитии Закона о техническом регулировании:
Постановления Правительства РФ от 2.06.03 г. и от 17.07.03 г.:
«О мерах по реализации Федерального закона о техническом регулировании».
Распоряжение Госстандарта РФ от 22.09.03 г. № 140 «О разработке документа – минимально необходимые требования, обеспечивающие единство измерений, устанавливаемых в технических регламентах».
Приказ Госстандарта РФ от 30.10.03 г. № 1061 «О федеральном информационном фонде технических регламентов».
Приказ Госстандарта РФ от 03.12.03 г. № 186 «Об опубликовании и размеры платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов».
Письмо Госстроя РФ № ЛБ-8381/9 от 22.09.03 г. Разъяснение к Федеральному закону о техническом регулировании.
Постановление Госстандарта РФ от 30.01.04 г. № 4 «О национальных стандартах РФ».
Обязательные требования к строительству автомобильных дорог и мостов, к технологическим процессам и эксплуатации объектов в дорожном хозяйстве, в отношении которых технические регламенты не будут приняты до 2010г., прекращают свое действие. Общая схема взаимодействия органов по техническому регулированию приведена на рисунке 10, 11.
Федеральное дорожное агентство в соответствии с законом имеет право на издание актов в сфере технического регулирования, однако они будут иметь силу рекомендаций. В дорожном строительстве сертификация только добровольная. Обязательная сертификация распространяется только на продукцию и виды деятельности по техническим регламентам, то есть связанным с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни и здоровья граждан и животных.
В дорожном строительстве сертификация только добровольная. Обязательная сертификация распространяется только на продукцию и виды деятельности по техническим регламентам, то есть связанным с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни и здоровья граждан и животных.
- И.А. Холмянский , в.А. Шнайдер
- Содержание
- Предисловие
- 1.1 Отечественные системы управления качеством
- 1.2 Современные системы управления качеством в дорожном строительстве
- Контрольные вопросы
- 2 Дорожное хозяйство россии.
- Сведения о наличии автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения и инженерных сооружений на них на территории Российской Федерации
- 2.2 Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)
- 2.3 Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (Автодор»)
- Миссия Государственной компании «Автодор»:
- Стратегические цели:
- Виды деятельности Государственной компании «Автодор»:
- Принципы инвестиционной деятельности
- Контрольные вопросы
- 3 Закон «о техническом регулировании»
- 3.1 Основные понятия, термины и цели технического регулирования
- 3. 2 Межотраслевой Совет по техническому регулированию
- Контрольные вопросы
- 4 Система организации метрологической службы в дорожной отрасли
- 4.1 Основные понятия
- 4.2 Государственный региональный центр метрологии и испытаний (на примере Омской области)
- Поверки (калибровки) средств измерений, аттестации испытательного оборудования на 20__ г.
- 4.3 Задачи и функции службы лабораторного контроля Управления автомобильных дорог
- Перечень исполнительной и руководящей документации испытательной лаборатории
- Контрольные вопросы
- Оценка доверительного интервала. Определение числа измерений для заданной доверительной вероятности
- 5.1 Терминология и общие сведения
- Значения квантилей t функции нормального распределения
- Значения квантилей αст функций распределения Стьюдента
- 5.2 Порядок выполнения расчетов среднего значения и доверительного интервала
- 5.3 Определение минимального количества измерений свойств материалов
- Контрольные вопросы
- Пример выполнения задания
- Оценка доверительного интервала
- 6 Система добровольной сертификации продукции в строительной отрасли
- 6.1 Общие сведения
- 6.2 Перечень исходных данных и материалов для предварительной оценки возможности проведения сертификации продукции и услуг
- 6.3 Пример оформления документов для сертификации
- Заявка №15 от 24.02.03
- Исходные данные и материалы
- 1.5. Год начала промышленного производства указанной продукции:
- 6.4 Анализ стабильности производства
- 6.5 Проведение инспекционного контроля
- Контрольные вопросы
- 7 Стандартизация в дорожной отрасли
- 7.1 Применение нормативных документов в переходный период
- 7.2 Разработка национальных стандартов
- 7.3 Разработка отраслевых методических документов
- Контрольные вопросы
- 8 Система саморегулируемых организаций
- Создание саморазвивающихся организаций
- Контрольные вопросы
- 9 Контроль и надзор качества в дорожном строительстве со стороны министерства транспорта и федерального дорожного агентства
- Контроль и надзор качества в дорожном строительстве со стороны Федерального управления автомобильных дорог
- Контроль и надзор качества в дорожном строительстве со стороны Управление Госавтодорнадзора
- Контроль и надзор в дорожном строительстве по видам работ
- 9.4 Порядок оформления результатов мероприятий по контролю и надзору в сфере дорожного хозяйства и принятия мер при выявлении нарушений
- Контроль и надзор со стороны регионального бюджетного управления дорожного хозяйства
- Контрольные вопросы
- Авторский надзор проектных организаций
- Контрольные вопросы
- 11 Системы управления качеством в дорожном строительстве
- 11.1 Основные документы системы качества
- 11.2 Структура и состав документации
- 11.3 Система управления качеством в дорожном строительстве
- Структура процессов смк сму
- 11.4 Примеры процессов Процесс системы управления качеством «закупки»
- Процесс «Производство работ» Сведения о процессе
- Сведения о процессе
- 11.5 Примеры алгоритмов управления процессами Блок схема процесса «Осуществление работ»
- Блок-схема подпроцесса «Гарантийное обслуживание»
- Подготовка документов для сдачи объекта и представление комиссии заказчика
- Блок-схема процесса «Работа комиссии по исправление замечаний заказчика. Оформление акта приемки-сдачи готового объекта»
- Алгоритм управления оформления документа
- Подпроцесс «Оценка удовлетворенности заказчика»
- Алгоритм внесения изменений
- Алгоритм управление договорами
- Алгоритм управления нд
- Алгоритм управления законодательными актами
- 11.6 Распределение ответственности и прав в системе управления качеством
- 11.7 Контроль качества проектно-сметной документации
- 11.8 Оценка качества конструктивных элементов объекта строительства
- 11.9 Оценка завершенных объектов строительства
- 11.11 Оценка строительно-монтажных работ, выполненных за определенный период времени
- 11.10 Процедура применения экономических санкций
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- 25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
- 32.8. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи (виды работ n 20.13, 23.6, 23.28, 23.33, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12)
- Заявление о приеме в члены Некоммерческого партнерства Саморегулируемую организацию «Союз строителей Омской области» (далее – Союз).
- О квалификации руководителей и специалистов юридического лица
- Сведения о квалификации индивидуального предпринимателя
- Копии дипломов и свидетельств (удостоверений) о повышении квалификации прилагаются.
- Информация о наличии зданий, помещений, оборудования и инвентаря
- Сведения о системе контроля за качеством выполняемых работ
- Приложение 4 форма общего журнала работ
- Указания к ведению общего журнала работ
- Журнал учета материалов на объекте.
- Журнал несоответствий при выполнении смр.
- Форма акта освидетельствования скрытых работ
- Параметры, используемые при оценке качества строительно-монтажных работ, и условия их оценки
- Качество, стандартизация, сертификация в дорожном строительстве
- 644099, Г.Омск-99, ул. П. Некрасова, 10
- 644099, Г.Омск, ул. П. Некрасова, 10