logo
КСС 2013 - на рецензию

11.1 Основные документы системы качества

Согласно положениям стандартов ИСО система качества должна быть тщательно документирована. Документация делает систему "видимой" не только для ее разработчиков, но и для пользователей и проверяющих. Доказать соответствие системы качества установленным требованиям можно только тогда, когда система представлена в документированном виде. В противном случае можно утверждать, что система качества отсутствует, как это следует из распространенного афоризма: "Нет документации - нет системы".

Соответствующая документация системы качества необходима для решения следующих важнейших задач:

̶ достижение требуемого качества;

̶̶ оценка системы качества;

̶ улучшение качества;

̶ поддержание улучшений.

Под документированием системы качества понимается обоснование и разработка документов системы качества. Цель документирования системы качества заключается в создании организационно-методической и нормативной основы для построения и функционирования системы качества, соответствующей рекомендациям и требованиям стандартов семейства ИСО 9000. Основные задачи документирования приведены на рисунке 23.

Рис. 23. Основные задачи документирования

Документация системы качества ̶ комплект документов, необходимых для надлежащего функционирования системы качества и обеспечения качества продукции. Документом системы качества считается любой материальный носитель в системе качества, содержащий информацию и реквизиты, позволяющие идентифицировать данную информацию. Документация системы качества должна отвечать целому ряду требований, основные из них приведены на рисунке 24.

Несоблюдение какого-либо из рассмотренных требований делает документацию системы качества неполноценной, уменьшает ее эффективность.

Рис24. Основные требования, предъявляемые к документации

системы качества