10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
Органы финансовой полиции Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом.
Органы финансовой полиции были образованы в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 22 января 2001 г. № 536 «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан».
В Республике Казахстан становление рыночных отношений повлекло коренное переустройство всей государственной жизни и потребовало создания специализированного правоохранительного органа по борьбе с нарушениями налогового законодательства. Увеличение объема теневого и криминального предпринимательства, а также его проявлений, среди которых особое место занимает уклонение от уплаты налогов и других платежей в бюджет, стали одной из причин образования налоговой милиции (полиции) как составной части сил обеспечения безопасности страны. Не менее важной причиной была низкая эффективность методов борьбы с налоговыми правонарушениями путем применения финансовых санкции органами налоговой службы. Это явилось основанием для введения уголовной ответственности за налоговые преступления и соответственно ускорило образование налоговой милиции (полиции).
До образования финансовой полиции имелся орган по борьбе с налоговыми преступлениями, который впервые был создан постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 6 июня 1994 года № 596 в соответствии с Постановлением Президента Республики Казахстан от 11 февраля 1994 года № 1152 «Об усилении борьбы с преступностью». Согласно этому постановлению в составе налоговой службы Министерства финансов Республики Казахстан было образовано Управление налоговой милиции. Именно с этого момента и ведут свой отсчет органы налоговой, а теперь финансовой полиции Республики Казахстан.
24 апреля 1995 года Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» впервые определены правовой статус и структура органов налоговой полиции. В соответствии с Указом наряду с производством оперативно-розыскной деятельности и дознания органы налоговой полиции наделялись правом производства предварительного следствия по делам о преступлениях, связанных с неуплатой налогов.
25 декабря 1995 года впервые регламентирована уголовно- процессуальная основа деятельности органов налоговой полиции. Так, Указом Президента РК, имеющим силу закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Казахской ССР и Республики Казахстан» органы налоговой полиции отнесены к органам дознания в уголовном процессе. Этим же Указом внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которым в налоговой службе именно налоговая полиция была наделена правом осуществлять данную деятельность.
16 апреля 1996 года постановлением Правительства РК утверждено «Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции налоговой службы Министерства финансов Республики Казахстан», определившее правовой статус и систему организации подразделений органов налоговой полиции, права и обязанности ее сотрудников.
Указом Президента Республики Казахстан от 14 августа 1996 года № 3113 налоговая служба была выделена из состава Министерства финансов и был образован Государственный налоговый комитет, в составе которого находилась налоговая полиция.
25 ноября 1996 года в связи с принятием Указа Президента РК от 14'сентября 1996 года «О государственном налоговом комитете Республики Казахстан» постановлением Правительства РК утверждено «Временное положение об органах налоговой полиции Государственного налогового комитета Республики Казахстан». В этом Положении налоговая полиция впервые рассмотрена как специализированный правоохранительный орган на правах Главного управления в составе налоговой службы Республики Казахстан, осуществляющий свою деятельность в целях обеспечения безопасности страны.
В соответствии с Указом Президента РК от 4 марта 1997 года № 3377 «Об очередных мерах по реформированию государственных органов» и постановлением Правительства от 22 апреля 1997 года № 674 «Отдельные вопросы Министерства финансов Республики Казахстан» налоговая служба была вновь включена в состав Министерства финансов в виде Департамента налоговой полиции. При этом налоговой полиции были впервые приданы функции предварительного следствия.
8 декабря 1997 года Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» дана новая редакция статьи 167 «Статус и структура налоговой службы» Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года. В соответствии с Законом налоговая служба представлена самостоятельными структурными подразделениями: Налоговым комитетом и Департаментом налоговой полиции с их территориальными органами в составе Министерства финансов. В этой структуре налоговая полиция приобрела статус специального правоохранительного органа по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений, осуществлению уголовного преследования в пределах полномочий, установленных законодательством.
Указом Президента Республики Казахстан от 6 мая 1998 года № 3935 «О мерах по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью» на базе упраздняемых Департамента налоговой полиции Министерства финансов Республики Казахстан и Департамента экономической полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан был образован Комитет налоговой полиции. Таким образом, функции борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями были объединены в один орган.
12 октября 1998 года в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейшем реформировании системы государственных органов Республики Казахстан» Комитет налоговой полиции вошел в состав вновь образованного Министерства государственных доходов Республики Казахстан.
С целью подготовки специалистов для органов налоговой полиции и таможенной службы 18 августа 1999 года постановлением Правительства РК образована Академия налоговой полиции как государственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования.
Указом Президента Республики Казахстан от 22 января 2001 г. N 536 «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» образовано Агентство финансовой полиции Республики Казахстан как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства Республики Казахстан, с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами упраздняемого Комитета налоговой полиции и Академии налоговой полиции Министерства государственных доходов Республики Казахстан.
Новым этапом в деятельности ведомства стало принятие 4 июля 2002 года № 336-11 Закона Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан». В нем закреплено положение о том, что органы финансовой полиции являются специальным государственным органом, осуществляющим правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах полномочий, установленных законом.
Следующим шагом в укреплении статуса органов финансовой полиции стало утверждение Указом Президента от 10 февраля 2003 года № 1020 официальной символики — знамени и символа.
Главой государства 23 декабря 2003 года подписан Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», которым на базе Агентства финансовой полиции образовано Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) с передачей ему функции и полномочий Министерства внутренних дел по выявлению и расследованию экономических и коррупционных преступлений.
29 января 2004 года постановлением Правительства Республики Казахстан утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).
20 марта 2004 года постановлением Правительства РК утверждено Положение о прохождении службы в органах финансовой полиции Республики Казахстан. В Положении конкретизирована система мер правовой и социальной защиты сотрудников финансовой полиции.
Указом Президента Республики Казахстан от 25 февраля 2005 года № 1521 Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) стало государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.
Таким образом, возникновение института финансовой полиции имело объективные, исторически сложившиеся, предопределенные развитием общественных отношений предпосылки. Финансовая полиция призвана стать той силой, которая эффективно обеспечивает в пределах полномочий экономической безопасности государства, осуществляет защиту прав и законных интересов не только граждан, но и всего общества от коррупции.
Правовую основу деятельности органов финансовой полиции составляют Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан» от 4 июля 2002 года за №336-11 ЗРК и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.
Одним из главных условий развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства является обеспечение экономической безопасности.
Экономическая безопасность — это состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость.
В процессе внедрения рыночных отношений в Казахстане, как и во многих постсоветских республиках, происходит очень быстрый рост экономических, в том числе коррупционных преступлений. В современных условиях коррупция стала не только криминальной проблемой, но и предметом глубокой озабоченности всего мирового сообщества.
Коррупция угрожает глобальной безопасности и стабильности, открытым рынкам и свободной торговле, экономическому процветанию и обеспечению правопорядка, а также может препятствовать иностранным инвестициям, сдерживать экономический рост и устойчивое развитие. Коррупция способствует распространению организованной преступности и терроризма, подрывает доверие общества к правительству и представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны.
Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики. В целях ее осуществления принят Закон «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года за № 267.
Так, осуществляется постепенная децентрализация функций центральных государственных органов с поэтапной передачей части их функций в регионы и частный сектор, сокращается сфера монополии и создаются условия для развития конкуренции в сфере оказания государственных услуг, внедряется принцип «одного окна» при обслуживании населения.
Обеспечены прозрачность и объективность процедур конкурсного отбора государственных служащих, соблюдение ограничений, связанных с их статусом, внедряются принципы приема и продвижения, основанные на деловых качествах и профессионализме. С 1 января 2000 года действует Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999 года № 317 «Об утверждении Реестра должностей политических государственных служащих и Правил порядка наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих».
В целях дальнейшего совершенствования мер по борьбе с коррупцией и повышения ответственности должностных лиц государственных органов был принят Указ Президента Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года № 1550 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц».
Для развития данного Указа разработана Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006—2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года № 1686. За эти годы проведена ревизия действующих подзаконных нормативных правовых актов на предмет наличия в них норм, создающих условия для коррупционных правонарушений.
Развивается международное сотрудничество в области борьбы с коррупцией. Проводится работа по налаживанию и укреплению сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных государств, международными неправительственными организациями по вопросам борьбы с коррупцией.
В истекшем году эксперты позитивно оценили действия Казахстана в сфере борьбы с коррупцией. Всемирная общественная организация по противодействию коррупции «Трансперенси Интернэшнл» недавно обнародовала Индекс Восприятия Коррупции (ИВК) за 2009 г. Так, по результатам исследований Казахстан улучшил показатель ИВК сразу на 25 пунктов, поднявшись с 145-го места годом раньше на 120-е. Казахстан занимает 120 место из 188 стран с индексом 2.7. Согласно выводам экспертов, несмотря на то что индекс Казахстана все еще достаточно низкий (все показатели ниже трех говорят о достаточно высоком уровне коррупции), по результатам 2009 года сохраняется позитивная тенденция.
Индекс восприятия коррупции по 10 балльной шкале ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков. Это составной индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований в отношении коррупции, проводимых различными независимыми представительными организациями.
В настоящее время в рамках Государственной программы борьбы с коррупцией к 2006—2010 годы в Секретариат Совета Европы направлена заявка о присоединении нашей страны к континентальным конвенциям — «Об уголовной ответственности за коррупцию» и «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию». В государственных органах же проходит согласование законопроект о ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.
Присоединение к упомянутым документам откроет для Казахстана путь к членству в авторитетной международной организации — Группе государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО)53.
Среди многих определений коррупции наиболее краткая и точная характеристика этого сложного социального явления дана в справочном документе ООН: «Коррупция — это злоупотребление государственной власти для получения выгоды в личных целях».
Закон «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года трактует коррупцию как не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
Коррупция, как правило, проявляется в различных изощренных и разрушительных формах: использование родственных связей, протекционизм, лоббизм, взяточничество, вымогательство, использование должностных полномочий, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, предоставление льготных кредитов, заказов, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие изощренные технологии.
Это предполагает введение комплекса мер, позволяющих установить высокие профессиональные требования к работающим в государственном секторе, а также внедрение системы оплаты труда и продвижения по службе, основанной на объективной и непредвзятой оценке деловых качеств и профессионализма государственного служащего. Не всегда проводится мониторинг причин возникновения коррупции в государственных органах. Антикоррупционная политика предполагает разработку и осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества по минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни и побуждающих государственного служащего к совершению коррупционных действий.
Действующий Закон обязанности по борьбе с коррупцией возлагает на все государственные органы и должностных лиц. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о борьбе с коррупцией выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции.
В то же время следует учесть, что специализированным органом для противодействия коррупции в экономической сфере является Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи