logo
Правоохр орг РК новые лекции

13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры

Согласно ст. 7 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» от 5 декабря 1997 года адвокат — это гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образо­вание, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельно­стью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и ока­зывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности.

Адвокатом не может быть лицо, признанное в судебном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным либо имеющее непогашенную или неснятую судимость.

Адвокатом также не может быть лицо, судимость которого по­гашена или снята в установленном законом порядке; освобожден­ное от уголовной ответственности по нереабилитирующим осно­ваниям за совершение умышленного преступления; уволенное с государственной, воинской службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, судов и органов юстиции или исключенное из коллегии адвокатов по отрицательным мотивам; лишенное лицензии на занятие адвокатской деятельностью; дей­ствие лицензии которого прекращено по основаниям, предусмо­тренным пунктом 3 и подпунктами 3), 4) и 5) пункта 5 статьи 12 Закона «Об адвокатской деятельности»,- в течение трех лет после наступления таких событий.

Адвокаты могут иметь помощников и стажеров. Помощники адвоката могут работать на основе трудового договора (контракта) в юридической консультации, адвокатской конторе или у адвока­та, занимающегося адвокатской деятельностью индивидуально. Помощники адвоката вправе по указанию адвоката и под его от­ветственность выполнять поручения адвоката. Стажерами адвока­та могут быть только граждане Республики Казахстан, имеющие высшее юридическое образование. Порядок, срок и условия ста­жировки определяются коллегией адвокатов.

На занятие адвокатской деятельностью необходима лицензия, выданная Министерством юстиции Республики Казахстан на осно­ве решения аттестационной комиссии юстиции. Правила прохож­дения аттестации лицами, претендующими на занятие адвокатской деятельностью, утверждаются Правительством Республики Казах­стан. Министерство юстиции Республики Казахстан ведет Госу­дарственный реестр лицензий на право заниматься адвокатской деятельностью и публикует в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, све­дения о выдаче лицензий, приостановлении действия лицензий, отзыве и прекращении действия лицензий адвокатов.

Получить лицензию на занятие адвокатской деятельностью без прохождения аттестации имеют право: постоянные судьи и лица, работавшие постоянными судьями, за исключением судей, осво­божденных от должности судьи за порочащие проступки и нару­шения законности при исполнении своих обязанностей. Прокуро­ры, следователи и дознаватели, проработавшие в органах прокура­туры, следствия и дознания не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам, освобождаются от сдачи экзаменов после прохождения стажировки в коллегиях адвокатов.

Порядок и условия приостановления действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью устанавливаются законода­тельством Республики Казахстан о лицензировании. Помимо об­щих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, действие лицензии на занятие адво­катской деятельностью приостанавливается на период:

  1. нахождения лица на государственной службе;

  2. исполнения им полномочий депутата Парламента Республи­ки Казахстан, депутата маслихата, осуществляющего свою дея­тельность на постоянной или освобожденной основе, оплачивае­мую за счет средств государственного бюджета;

  3. прохождения срочной воинской службы;

  4. исключения его из членов коллегии адвокатов по основани­ям, предусмотренным подпунктами 4), 7) пункта 1 статьи 31 зако­на «Об адвокатской деятельности».

В указанных случаях действие лицензии приостанавливается приказом Министра юстиции Республики Казахстан. О принятом решении уведомляются лицо, действие лицензии которого приоста­новлено, суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.

Лишение лицензии на занятие адвокатской деятельностью осу­ществляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Основанием для подготовки искового заявления о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью в этих случаях является ходатайство президиума коллегии адвокатов. О прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятель­ностью уведомляются суды, правоохранительные органы и колле­гия адвокатов.

Полномочия адвоката на ведение конкретного дела удостоверя­ются ордером. Полномочия иностранного адвоката, осуществляющего свою деятельность на основании соответствующего между­народного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, подтверждаются документами, удостоверяющими личность, ста­тус адвоката и его полномочия на оказание юридической помощи.

Адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью на всей территории Республики Казахстан, а также за ее предела­ми, если это необходимо для выполнения принятого поручения и не противоречит законодательству соответствующих государств и международным договорам Республики Казахстан. Адвокат поль­зуется правом свободного доступа в административные здания су­дов, прокуратуры, органов, ведущих уголовный процесс, в уста­новленном порядке по предъявлении им удостоверения адвоката. Доступ адвоката в места содержания задержанных, арестованных и отбывающих наказание осуществляется в соответствии с уста­новленным пропускным режимом.

Запрещается требовать от адвокатов, их помощников и стаже­ров, руководителей и работников президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, адвокатских контор представления каких-либо сведений, связанных с оказанием юридической по­мощи определенному лицу, за исключением случаев, установлен­ных законом. Адвокатское делопроизводство, иные связанные с ним материалы и документы, а также имущество адвоката, в том числе средства мобильной связи, аудиоаппаратура, компьютерная техника, не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и про­верке, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Ка­захстан.

За нарушение требований Закона «Об адвокатской деятельно­сти», других нормативных правовых актов, Устава коллегии чле­ны коллегии адвокатов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарного взыскания, порядок их применения, снятия и обжалования определяются Уставом колле­гии адвокатов.

Исключение адвоката из коллегии производится президиумом коллегии адвокатов в случаях:

  1. лишения или прекращения действия лицензии на право за­нятия адвокатской деятельностью;

  2. неоднократного нарушения адвокатом требований и норм за­конодательства Республики Казахстан при исполнении им своих профессиональных обязанностей;

  3. обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом сво­их профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации;

  4. систематической неуплаты членских взносов;

  5. занятия предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой должности;

  6. по собственному желанию;

  7. в иных случаях, предусмотренных Уставом коллегии.

Размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвока­тами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представи­тельством, устанавливается письменным соглашением адвоката с лицом, обратившимся за помощью. Адвокат сам устанавливает размер вознаграждения (гонорара) за свои услуги, исходя из слож­ности дела, его объема и материальных возможностей клиента.

Казахстан, провозгласив себя социальным государством, взял на себя обязанность обеспечить реальную возможность профес­сиональной и квалифицированной защиты прав неимущих, соци­ально незащищенных слоев населения, равный доступ к право­судию, разработав механизм бесплатного оказания юридической помощи.

Адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно для до­верителей по их просьбе в порядке, установленном коллегией ад­вокатов:

  1. истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыска­нии алиментов, о возмещении вреда, причиненного смертью кор­мильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой;

  2. участникам Великой Отечественной войны и лицам, прирав­ненным к ним, военнослужащим срочной службы, инвалидам I и II групп, пенсионерам по возрасту при даче консультаций, если они не связаны с вопросами предпринимательской деятельности;

  3. гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

  4. гражданам при даче консультаций по вопросам реабилитации.

Граждане с учетом их материального положения могут быть освобождены от оплаты юридической помощи также президиумом коллегии адвокатов, заведующим юридической консультацией, вла­дельцем (владельцами) адвокатской конторы и адвокатом, осущест­вляющим свою деятельность индивидуально без регистрации юри­дического лица. Оплата юридической помощи, оказываемой адвока­тами в вышеперечисленных случаях производится за счет средств, соответственно, коллегии адвокатов, адвокатской конторы.

В настоящее время основным организационным объедине­нием лиц, занимающихся адвокатской деятельностью является коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов — это некоммерческая, независимая, профессиональная, самоуправляемая и самофинан­сируемая организация адвокатов, создаваемая для оказания квали­фицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов ад­вокатов, выполнения иных функций, установленных Законом «Об адвокатской деятельности». На территории области, города ре­спубликанского значения, столицы может функционировать одна коллегия адвокатов. Адвокат должен быть членом коллегии адво­катов, созданной и действующей на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Коллегии адвокатов создают юридические консультации. Адвокат вправе осущест­влять свою деятельность через юридическую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами ад­вокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юри­дического лица. Коллегии адвокатов руководствуются уставом. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии; ее исполнительным органом — президиум; контрольным органом — ревизионная комиссия.

Общее собрание (конференция) вправе решать любые вопросы деятельности коллегии адвокатов.

Президиум коллегии адвокатов и председатель президиума из­бираются тайным голосованием сроком на четыре года. Председа­телем президиума коллегии адвокатов может быть избран адвокат, который непосредственно до дня его избрания состоял членом кол­легии адвокатов не менее двух лет.

Председатель Президиума коллегии адвокатов в соответствии с Уставом коллегии: организует работу президиума, председатель­ствует на его заседаниях и осуществляет контроль за выполнени­ем решений президиума, общих собраний (конференций) членов коллегии; руководит работой аппарата президиума, осуществляет прием и увольнение работников аппарата коллегии; представляет коллегию адвокатов в государственных органах, общественных объединениях, других организациях и учреждениях, ведет перепи­ску с ними и с гражданами.

Ревизионная комиссия коллегии адвокатов является ее контрольно-ревизионным органом. Ревизионная комиссия прово­дит ревизии финансово-хозяйственной деятельности коллегии ад­вокатов. юридических консультаций, адвокатских контор, а также финансовой деятельности адвокатов, практикующих индивиду­ально.

Членство в коллегии адвокатов является обязательным. При на­личии лицензии адвоката и признании Устава коллегии в приеме в коллегию не может быть отказано. Отказ в приеме в члены колле­гии адвокатов может быть обжалован в судебном порядке.

Для организации работы по оказанию юридической помощи президиум коллегии адвокатов создает юридические консульта­ции как структурное подразделение (филиалы) коллегии адвока­тов. Место нахождения юридической консультации определяется президиумом коллегии адвокатов. Она имеет печать и угловой штамп, иную атрибутику, необходимую для организации оказания юридической помощи и действует на основании Положения, при­нимаемого общим собранием (конференцией) коллегии адвокатов. Юридической консультацией руководит заведующий, назначае­мый президиумом коллегии адвокатов.

Адвокатская контора является некоммерческой организацией в форме учреждения и создается в целях обеспечения материаль­ных, организационно-правовых и иных условий оказания адвока­тами юридической помощи. Адвокатская контора создается членом (членами) коллегии адвокатов. Адвокатская контора, учрежденная одним адвокатом, осуществляет свою деятельность на основании Устава. При создании адвокатской конторы несколькими адвоката­ми учредительным документом может быть также и Учредитель­ный договор. Специальное разрешение на создание адвокатских контор не требуется.

Адвокат вправе осуществлять свою деятельность через юридиче­скую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юридического лица. Адвокат должен быть членом коллегии адвокатов, созданной и действующей на территории соот­ветствующей административно-территориальной единицы.

Адвокат, осуществляющий профессиональную деятельность индивидуально без регистрации юридического лица, обязан иметь служебное помещение, необходимое для приема граждан и пред­ставителей юридических лиц, соблюдения условий для обеспече­ния сохранности адвокатского производства и сохранения адвокат­ской тайны.

Организация юридической помощи населению для органов вла­сти является одним из приоритетных направлений. К сожалению, на практике вопрос обеспечения адвокатом стал большой пробле­мой, особенно на территории отдаленных и малонаселенных райо­нов, в результате чего органы расследования испытывают большие проблемы при проведении неотложных следственных действий (задержания, предъявления обвинения и т.д.). Вопрос о том, что в республике недостаточно реализованы правозащитные функции адвокатов в сфере оказания квалифицированной юридической по­мощи неимущим гражданам, а также лицам, проживающим в сель­ской местности, отмечено и в Послании Конституционного Совета «О состоянии конституционной законности в Республике Казах­стан».

Так, в Послании Конституционного Совета «О состоянии кон­ституционной законности в Республике Казахстан» за 2006 год было указано, что «не принято исчерпывающих мер для того, что­бы наполнить реальным содержанием нормы Основного Закона, гарантирующие каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Решение проблемы видится в оптимизации модели предоставления юридической помощи, в том числе бес­платной, в уголовном судопроизводстве, причем не только подо­зреваемым (обвиняемым), но и потерпевшим от преступлений».

В целом, Министерство юстиции признает, что проблема до­ступа к профессии адвоката на сегодня является актуальной. В на­стоящее время лицензии на право осуществления адвокатской дея­тельности имеют 9 179 граждан Республик Казахстан. Фактически адвокатами являются только 3 795 лиц, или 41 %65.

Для получения статуса адвоката, помимо наличия лицензии, действующим законодательством требуется обязательное член­ство в коллегии адвокатов. Для вступления в коллегию адвокатов необходимо оплатить первый членский (вступительный) взнос, размер которого в различных регионах колеблется от 116 тыс. до 518 тыс. тенге. Помимо этого за прохождение обязательной ста­жировки в территориальные коллегии адвокатов оплачивается от 60 до 194 тыс. тенге. Таким образом, еще до начала своей профес­сиональной деятельности кандидат на получение статуса адвоката должен оплатить в среднем до 700 тыс. тенге. И новый Министр юстиции полагает необходимым законодательно запретить колле­гиям адвокатов взимать первые членские (вступительные) взносы и отказывать в приеме в члены коллегии лицам, имеющим государ­ственную лицензию. Также считает целесообразным размер опла­ты за стажировку ограничить разумными пределами (по аналогии с нотариатом — от трех до десяти МРП в месяц).

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года отмечено, что ведущую роль в системе правозащитных институтов играет адвокатура, являющаяся ядром системы оказания гражданам юридической помощи. Реализация гражданами конституционного права на получение квалифици­рованной юридической помощи является условием и гарантией доступа к правосудию. Механизмы реализации этого права нуж­даются в совершенствовании. Совершенствования требует и сама система предоставления юридической помощи. Прежде всего, не­обходимо улучшать систему оказания правовой помощи лицам с низким уровнем доходов.

Также указано, что следует последовательно решать проблему неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в город­ской и сельской местности. Требует также коррекции система администрирования оплаты труда адвокатов, предоставляющих бес­платную юридическую помощь. Эту систему необходимо сделать консолидированной и прозрачной, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства.