5.2. Основные функции органов юстиции.
Права и обязанности органов юстиции и их должностных лиц
Органы юстиции в сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства осуществляют:
законопроектную работу, разработку проектов нормативных правовых актов;
юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов;
привлечение для осуществления законопроектных, экспертных, научно-исследовательских работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных, с использованием в этих целях бюджетных и иных средств;
официальное разъяснение нормативных правовых актов Правительства по поручению Правительства и Премьер-Министра Республики и по собственной инициативе;
правовую информатизацию, систематизацию законодательства, ведение эталонного контрольного банка нормативных правовых актов, ведение единой в Казахстане компьютерной системы правовой информации;
координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере законодательства.
Вопросами законопроектной работы занимается Департамент законодательства, который является структурным подразделением Министерства юстиции. В соответствии с основными задачами Департамент проводит правовую экспертизу; участвует в разработке и разрабатывает проекты нормативных правовых актов по поручению Президента, Правительства, Премьер-министра Республики Казахстан и по собственной инициативе; анализирует действующее законодательство и вносит предложения по его совершенствованию; привлекает для осуществления законопроектных работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных; участвует в реализации правовой реформы в части совершенствования законодательства; ведет учет законодательства Республики Казахстан, государств
СНГ, выполняет и другие функции, предусмотренные Положением о Департаменте законодательства, утвержденного приказом Министра юстиции РК от 25.02.00 г. N 18.
Действующее в республике законодательство способствовало повышению уровня социально-экономического благосостояния граждан, создало основу для роста и развития нашей страны во всех сферах ее жизнедеятельности. Однако дальнейшее интенсивное развитие общественных отношений требует своевременного законодательного сопровождения, отвечающего духу сегодняшнего времени. В этих целях организационно-правовая форма ТОО «Институт законодательства при Министерстве юстиции» изменяется на государственное учреждение, которое будет проводить фундаментальные и научные разработки в области построения правового государства, теории законотворчества и систематизации законодательства.
В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции уполномочены на:
подготовку, организацию заключения и исполнения в соответствии с законодательством Республики Казахстан международных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами;
юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан;
исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами;
проведение анализа по вопросам гармонизации, унификации законодательства Республики Казахстан и иностранных государств, а также имплементации, признанных Казахстаном международных норм в законодательство Республики Казахстан;
участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, в подписании таких договоров;
юридическую экспертизу проектов международных договоров.
В сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства органы юстиции проводят:
подбор и расстановку кадров судебных экспертов;
организацию судебно-экспертной деятельности и выдачу лицензий судебным экспертам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
материально-техническое обеспечение государственных судебно-экспертных организаций;
координацию научно-исследовательской работы в сфере судебной экспертизы;
дознание по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции;
координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере предупреждения правонарушений и преступлений;
производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом.
Судебно-экспертная деятельность возложена на Центр судебной экспертизы Министерства юстиции. Судебные экспертизы проводятся сотрудниками Центра, имеющими высшее образование, обладающими специальными научными знаниями в соответствующей области судебной экспертизы, имеющими квалификацию судебного эксперта и внесенными в Государственный реестр судебных экспертов. Судебные экспертизы в Центре проводятся на основании постановления (определения) органов дознания, следствия, прокуратуры, суда, а также органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В Центре производятся такие виды экспертных исследований, как: судебная экспертиза документов; судебная видеофонографическая экспертиза; судебная фототехническая экспертиза; судебная трасологическая экспертиза; судебная баллистическая экспертиза; судебная экспертиза дорожно-транспортных происшествий и транспортных средств; судебная экономическая экспертиза; судебная товароведческая экспертиза; судебная строительная экспертиза; судебно-технологическая экспертиза; судебная пожарно - техническая экспертиза; судебная взрывотехническая экспертиза; судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; судебная биологическая экспертиза; судебная экспертиза состояний психики и психофизиологических процессов человека и другие исследования, предусмотренные Инструкцией по производству судебных экспертиз и специализированных исследований, утвержденной приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 24 октября 2002 г. N 158.
Орган юстиции вправе производить дознание по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 358 УК (побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении); ст. 359 УК (уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы), ст. 360 УК РК (злостное неповиновение требованиям администрации уголовно-исполнительного учреждения).
Лицо, подозреваемое в совершении преступления, в отношении которого осуществляется досудебное производство в форме дознания, может быть задержано органом дознания. Дознание производится в десятидневный срок с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела до передачи уголовного дела прокурору для направления его в суд. Этот срок может быть продлен начальником органа дознания до тридцати суток.
В сфере административного производства в соответствии со ст. 551 КоАП органы юстиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 128 КоАП (нарушение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем). Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководитель уполномоченного органа в области прав интеллектуальной собственности и его заместители, руководитель областного, городов Астаны и Алматы, органов юстиции и его заместители.
Одной из важных задач, возложенных на органы юстиции является государственная регистрация нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, а также государственный учет и контроль нормативных правовых актов Республики Казахстан. Государственной регистрации, в соответствии со статьей 38 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», подлежат нормативные правовые акты центральных государственных органов, ведомств центральных государственных органов, Центральной избирательной комиссии, а также маслихатов, акиматов и акимов, имеющие общеобязательное значение, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан независимо от срока их действия (постоянные или временные), в том числе акты, содержащие государственные секреты, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан.
В государственной регистрации нормативных правовых актов может быть отказано, если такой акт: ущемляет установленные законодательством права и свободы граждан; противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня; выходит за пределы компетенции органа, его издавшего; не согласован с заинтересованными органами, если согласование необходимо; принят с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами.
Перечень зарегистрированных нормативных правовых актов государственных органов публикуется для всеобщего сведения.
Органы юстиции также осуществляют:
государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, за исключением участников регионального финансового центра города Алматы, а также ведение единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств;
государственную регистрацию актов гражданского состояния, документирование, изготовление и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов, учет и регистрацию граждан;
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение правового кадастра, регистрацию залога движимого имущества и ведение реестра залога движимого имущества.
Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов осуществляется органами юстиции путем проведения проверок деятельности лиц, осуществляющих последующее опубликование официальных текстов нормативных правовых актов. Проверки бывают плановые и внеплановые. В случае выявления нарушения законодательства Республики Казахстан в области последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов органы юстиции возбуждают дело об административном правонарушении.
Для реализации своей функции органы юстиции вправе вносить представление об устранении нарушений закона. Представление подлежит рассмотрению государственным органом либо должностным лицом вышестоящего органа в месячный срок и о принятых мерах сообщено в органы юстиции.
В сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг органы юстиции осуществляют:
подбор, аттестацию и расстановку кадров государственного нотариата, выдачу, отзыв, приостановление и прекращение лицензий адвокатов и нотариусов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
руководство деятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частного нотариата, контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственными и частными нотариусами;
лицензирование нотариальной и адвокатской деятельности, лицензирование деятельности по оценке имущества;
обеспечение деятельности органов записи актов гражданского состояния, документирование и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов;
координацию и методологическое руководство деятельностью юридических служб центральных исполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимов областей, городов Астаны и Алматы;
контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, органами записи актов гражданского состояния, адвокатурой;
аттестацию, подбор и расстановку кадров органов записи актов гражданского состояния, документирования, организационное, методическое руководство этими органами, обеспечение единой правоприменительной практики в их деятельности;
проставление апостиля на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов.
Главным приоритетом органов юстиции в этом направлении является создание необходимых условий, при которых граждане будут получать качественные и своевременные услуги. В настоящее время прорабатывается возможность подачи заявления на регистрацию юридических лиц по типовому уставу и выдачи дубликата свидетельства о госрегистрации организации через Интернет. Министерством подготовлены комплексные предложения по совершенствованию государственного регулирования институтов адвокатуры и нотариата. Планируется пересмотреть в соответствии с международными стандартами процедуру лицензирования нотариальной и адвокатской деятельности.
В сфере правовой пропаганды органы юстиции осуществляют:
межведомственную координацию организации правовой пропаганды, участие в разъяснении законодательства;
предоставление на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием автоматизированной системы правовой информации;
роль заказчика юридической литературы, литературы по проблемам правовой пропаганды.
В реализации правовой пропаганды главная роль возложена на органы юстиции. Как известно, повышению правовой культуры граждан препятствует ограниченность в доступе к электронной базе нормативных правовых актов, так как данные услуги оказываются на платной основе. В связи с этим министерством юстиции установлены безвозмездные «точки» доступа и пользования электронной базой в 40 центрах обслуживания населения, 35 судах, 35 вузах и 79 научных библиотеках. Каждый желающий может бесплатно получить электронную версию текстов законов, указов Президента, постановлений Правительства и других нормативно- правовых актов. К тому же на сайте министерства функционирует интернет-версия базы законодательства30.
В сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности органы юстиции обеспечивают:
обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой области;
организацию и проведение научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав;
контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;
регистрацию авторского права в официальных реестрах;
регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и пользователями, на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений;
содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений;
регистрацию заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;
организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных документов и осуществление мер по поддержанию их в силе;
контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела;
регистрацию лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов.
Основными функциями, обеспечивающими реализацию государственной политики в данной сфере, являются:
обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой области-
организацию и проведение научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав;
контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;
регистрацию авторского права в официальных реестрах;
регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и пользователями, на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений;
содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений;
регистрацию заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;
организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных документов и осуществление мер по поддержанию их в силе;
контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела;
регистрацию лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов.
Основными функциями, обеспечивающими реализацию государственной политики в данной сфере, являются:
охрана прав на произведения и объекты смежных прав, объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания наименования мест происхождения товаров), селекционные
достижения;
осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
организация научно-исследовательских работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
обеспечение приема и регистрации заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;
обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности казахстанских и иностранных авторов, обладателей смежных прав, их правопреемников при использовании произведений науки, литературы и искусства, в том числе и за рубежом;
хранение рукописей и копий произведений науки, литературы и искусства; регистрация авторского права в официальных реестрах;
регистрация лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав, выдача государственных регистрационных удостоверений;
осуществление и других функций, предусмотренных Положением о Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции, утвержденным Правительством Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120.
Органы юстиции, помимо вышеперечисленных, осуществляют и иные функции, предусмотренные законом.
Органы юстиции и их должностные лица в пределах своей компетенции вправе:
издавать нормативные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению центральными и местными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
осуществлять межведомственную координацию и контроль по вопросам, входящим в их компетенцию;
запрашивать и получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы;
осуществлять в центральных государственных органах, а также в маслихатах и акиматах проверку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
обращаться с иском в суд в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, а также общественных или государственных интересов в порядке, установленном статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан;
осуществлять управление переданным им имуществом;
осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по соблюдению ими лицензионных требований;
вносить предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций;
осуществлять издательскую деятельность;
в установленных законом случаях и порядке составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания в пределах своей компетенции;
осуществлять иные полномочия, предоставленные законодательными актами Республики Казахстан.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи