logo
Правоохр орг РК новые лекции

6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Оперативно-розыскная деятельность является самостоятель­ным видом правоохранительной деятельности, осуществляемых специально уполномоченными на то государственными органа­ми с использованием негласных правовых средств. Прокурор­ский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов получил законодательное регламен­тирование впервые за всю историю советского и постсоветского Казахстана только с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года. Ранее правоохранитель­ные органы в основном руководствовались ведомственными при­казами и инструкциями. Более того, в 1960—1970 гг. Генеральным Прокурором СССР был издан ряд приказов руководящего характе­ра, которыми запрещалось подчиненным прокурорам вмешиваться в ОРД соответствующих органов42.

Самостоятельное направление данного вида надзора обуслов­лено тем, что органы уголовного преследования при осуществле­нии борьбы с преступностью проводят оперативно-розыскные мероприятия, существенно ограничивающие права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией Республики Казахстан и другими законами. С целью усиления правозащитной функции государства по защите прав и свобод личности, Законом РК от 9 августа 2002 года № 346 «О внесении изменений и допол­нений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора»43в Закон РК «О прокуратуре» были внесены значительные изменения. Особенно в части, касаю­щейся полномочий прокурора при осуществлении надзора за ОРД, что только способствовало дальнейшей активизации роли проку­ратуры в данной сфере государственной деятельности.

Кроме того, для обеспечения надлежащего надзора за законно­стью проводимых ОРМ, в органах прокуратуры, помимо наделе­ния их соответствующими полномочиями приказом Генерального Прокурора РК № 74 от 29 декабря 2002 года утверждено Положе­ние специалистах органов прокуратуры, перед которыми постав­лены следующие основные цели и задачи:

  1. выявление и пресечение незаконно проводимых органами, осуществляющими ОРД, специальных ОРМ;

  2. обеспечение защиты органов прокуратуры от неправомерно установленных специальных технических средств и устройств для получения сведений, составляющих служебную тайну и снятия информации с технических каналов связи, компьютерных систем и электронных носителей;

  3. дача консультации и оказание содействия в исследовании, оценке и использовании информации.

Необходимость соблюдения профессиональной этики при про­ведении оперативно-розыскной деятельности имеет очень важ­ное значение, гак как оперативный работник зачастую действу­ет негласно и вторгается в личную жизнь гражданина, при этом становясь обладателем различной информации самого широкого спектра. Поэтому недостаточный уровень правосознания и про­фессиональной этики отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности может привести к использованию средств и методов оперативной работы для достижения цели и задач, не предусмо­тренных законом, в частности, для шантажа и провокации, а также других действий, ущемляющих права и свободы законопослуш­ных граждан. При осуществлении данной деятельности прокурор наделен достаточно широкими полномочиями, вместе с тем он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов, прово­дящих ОРМ, и не может лично проводит или участвовать в их про­ведении.