9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется во всех странах мира и является служебной необходимостью для раскрытия преступлений, когда оказывается недостаточным традиционный набор следственных действий. Оперативно-розыскная деятельность долгие годы в стране осуществлялась при отсутствии какого бы то ни было законодательного регулирования, на основании одних лишь сугубо секретных ведомственных циркуляров.
Не было также никаких официальных правил использования ее результатов в доказывании.
За всю историю нашего государства оперативно-розыскная деятельность впервые получила законодательную регламентацию с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года.
Оперативно-розыскная деятельность — научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций.
Основной задачей оперативно-розыскной деятельности остается своевременное обнаружение и обеспечение полного и быстрого раскрытия преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан. Также актуальной задачей является пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств, обеспечение охраны государственной границы, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну и поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод, уважения достоинства личности, равенства граждан перед законом, на основе конспирации, сочетания гласных и негласных методов, профессиональной этики.
Не допускается осуществление оперативно-розыскных мероприятий, а также использование полученной информации для достижения целей и задач, не предусмотренных законом. Полученные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести и достоинства личности, если в них не содержится информация о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и уничтожаются.
Лицо, виновность которого в подготовке или совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения, послужившие основанием для его проверки и о характере имеющейся в отношении него информации в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны.
На территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют:
органы внутренних дел;
органы национальной безопасности;
органы военной разведки Министерства обороны;
органы финансовой полиции;
Служба охраны Президента Республики Казахстан;
органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции;
таможенные органы.
При выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия в пределах своей компетенции;
устанавливать на безвозмездной либо платной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
создавать и использовать оперативные учеты и информационные системы, обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности;
использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями;
получать безвозмездно и использовать имеющую значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории Республики Казахстан, силы и средства этих органов для проведения отдельных мероприятий;
беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), проводить и другие действия, предусмотренные законом.
При выполнении оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:
а) принимать в соответствии с компетенцией необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;
б) обеспечивать выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе;
в) своевременно информировать органы государственной власти и управления Республики Казахстан об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства;
г) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств;
д) принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при передаче материалов, отражающих результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий, для использования в уголовном процессе и недопущению рассекречивания источников информации.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
наличие возбужденного уголовного дела;
поступившая в органы информация;
письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве этих органов;
постановления Генерального Прокурора Республики и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров;
запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи;
необходимость получения разведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные, характеризующие личность, необходимые для принятия решений:
о приеме на работу и службу в органы внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, национальной безопасности, военной разведки, финансовой полиции, таможенные органы, Службу охраны Президента Республики Казахстан;
по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов и сооружений, представляющих повышенную аварийную или экологическую опасность;
о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
о выдаче разрешений на занятие частной детективной и охранной деятельностью.
Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия.
Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются:
опрос лиц;
установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности;
внедрение;
применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность;
создание конспиративных предприятий и организаций;
контролируемая поставка;
применение технических средств;
наведение справок;
получение образцов;
оперативный закуп;
применение служебно-розыскных собак;
поиск и отождествление личности по приметам;
поиск устройств незаконного снятия информации;
обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование;
преследование лица, готовящего, совершающего или совершившего преступление, и его задержание;
осуществление с участием понятых личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия, находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств.
В ходе осуществления антитеррористической операции личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств, в том числе с применением технических средств, могут производиться без участия понятых;
проведение операций по захвату вооруженных преступников;
наблюдение.
Специальными оперативно-розыскными мероприятия являются:
контроль почтово-телеграфных отправлений;
оперативный поиск на сетях связи;
негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефонам и другим переговорным устройствам, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах;
снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств;
оперативное проникновение.
Специальные оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища, осуществляются исключительно для выявления, предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступными группами, только с санкции прокурора. С 2009 года уполномоченным органам предоставлено право на проведение оперативно-розыскных мероприятий и в отношении лиц, совершивших преступления средней тяжести. Санкцию на проведение таких мероприятий по постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дают Генеральный прокурор Республики Казахстан и его заместители, военный прокурор республики, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.
В борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов граждан и общества важное значение имеет использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Допустимость, возможность использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности определяется, прежде всего, тем, не нарушены ли при их получении, при производстве оперативно-розыскных мероприятий основополагающие нормы Конституции и Закона «Об оперативно- розыскной деятельности».
Материалы, полученные в результате проведения оперативно- розыскных мероприятий, до облечения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Порядок собирания, закрепления, исследования и оценка доказательств регламентированы статьями 125—128 УПК РК. Собирание доказательств производится в процессе досудебного производства и судебного разбирательства путем производства следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РК. Собирание доказательств включает их обнаружение, закрепление и изъятие.
Фактические данные могут быть использованы в качестве доказательств только после их фиксации в протоколах процессуальных действий. Ответственность за ведение протоколов в ходе дознания и предварительного следствия возлагается соответственно на дознавателя и следователя, а в суде — на председательствующего и секретаря судебного заседания.
Лица, ознакомленные с протоколом следственного действия, ставят свои подписи под последней строкой текста на каждой странице и в конце протокола. При ознакомлении с частью протокола судебного заседания подписи ставятся в конце каждой страницы и в конце этой части. В случае несогласия с замечаниями или возражениями дознаватель, следователь или суд выносят об этом постановление. При отказе кого-либо из участников процесса или других лиц подписать в предусмотренных законом случаях протокол следственного действия дознаватель или следователь делает об этом отметку в протоколе, которую удостоверяет своей подписью.
Для закрепления доказательств, наряду с составлением протоколов, могут применяться звукозапись, видеозапись, киносъемка, фотосъемка, изготовление слепков, оттисков, планов, схем и другие способы запечатления информации. Применение научно- технических средств признается допустимым, если они:
прямо предусмотрены законом или не противоречат его нормам;
научно состоятельны;
обеспечивают эффективность производства по уголовному делу;
безопасны.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам закреплено в статье 130 УПК РК. Сведения, непосредственно воспринятые при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть использованы в качестве доказательств после допроса указанного сотрудника в качестве свидетеля.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, а также в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, хранятся один год с момента прекращения соответствующего дела оперативного учета, а затем уничтожаются. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения соответствующего дела оперативного учета, о чем составляется протокол.
Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают контроль за соблюдением законности, организацией, тактикой, методами и средствами, а также мерами по обеспечению конспирации и конфиденциальности этой деятельности.
Надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры.
При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокурор:
получает дела оперативного учета, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников;
проводит проверку законности осуществления специальных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на сети связи;
прекращает своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
рассматривает жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность;
опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно- розыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
выносит в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства;
выносит другие акты прокурорского надзора по выявленным фактам нарушений при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности;
своим мотивированным постановлением освобождает незаконно задержанных лиц либо отменяет незаконные постановления о задержании лиц;
при необходимости требует от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона;
в случаях, установленных законом Республики Казахстан, дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Генеральный Прокурор в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по вопросам применения норм законодательства Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В целях выявления нарушений законности со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокурор вправе привлекать специалистов органов прокуратуры и иных специалистов с использованием специальных технических средств.
- С.Н. Мухаметалин
- Глава 1 правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи
- 1.1. Правоохранительная деятельность.
- 1.2. Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов
- 1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной деятельности
- Глава 2 судебная власть в республике казахстан
- 2.1. Понятие и основные признаки судебной власти
- 2.2. Правосудие: понятие и его принципы
- 2.3. Судопроизводство с участием присяжных заседателей
- Глава 3 судебная система в республике казахстан
- 3.1. Судебная система в Республике Казахстан
- 3.2. Правовой статус судей
- 3.3. Высший Судебный Совет. Союз судей. Третейские суды
- 3.4. Органы, осуществляющие организационное обеспечение
- Глава 4 конституционный контроль в республике казахстан
- 4.1. Становление и развитие института конституционного контроля
- 4.2. Порядок формирования и состав Конституционного Совета
- 4.3. Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации
- Конституционный контроль за проведением выборов и референдума
- Официальное толкование норм Конституции
- 4.4. Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства
- Глава 5 органы юстиции республики казахстан
- 5.1. Основные задачи и система органов юстиции
- 5.2. Основные функции органов юстиции.
- 5.3. Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности
- 5.4. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Глава 6 органы прокуратуры республики казахстан
- 6.1. Основные исторические этапы развития прокуратуры
- 6.2. Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры
- 6.3. Система и структура органов прокуратуры
- 6.4. Основные направления прокурорского надзора
- 6.5. Надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
- 6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
- 6.7. Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских и уголовных дел
- 6.8. Надзор за законностью административного производства
- 6.9.Надзор за законностью исполнительного производства
- Глава 7 органы обеспечения национальной безопасности
- 7.1. Общая характеристика национальной безопасности
- Служба охраны Президента Республики Казахстан
- Служба внешней разведки «Сырбар»
- 7.2. Органы национальной безопасности. Задачи и функции
- 7.3. Права и обязанности органов национальной безопасности
- Глава 8 органы внутренних дел республики казахстан
- 8.1. Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел
- 8.2. Права и обязанности органов внутренних дел
- 8.3. Статус сотрудников органов внутренних дел
- Глава 9 органы выявления и расследования преступлений
- 9.1. Основные этапы становления и развития института органов расследования
- 9.2. Органы предварительного следствия
- 9.3. Органы дознания и их задачи
- 9.4. Органы оперативно-розыскной деятельности
- Глава 10 органы финансовой полиции республики казахстан
- 10.1. Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.2. Система и организация деятельности органов финансовой полиции
- 10.3. Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции
- Глава 11 таможенные органы республики казахстан
- 11.1. Понятие и задачи таможенных органов
- 11.2. Принципы и система таможенных органов
- 11.3. Перемещение товаров и транспортных средств
- 11.4. Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа
- 11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах
- Глава 12 нотариат в республике казахстан
- 12.1. Становление и развитие нотариата в Республике Казахстан
- 12.2. Правовые основы и функции нотариата
- 12.3. Права, обязанности и ответственность нотариуса
- 12.4. Порядок совершения отдельных нотариальных действий
- Глава 13 адвокатура республики казахстан
- 13.1. Становление и развитие адвокатуры. Понятие и принципы ее организации и деятельности
- 13.2. Адвокат и его правовой статус. Организационная структура адвокатуры
- 13.3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
- Глава 14 правоохранительные органы зарубежных государств
- 14.1. Основные правовые системы мира
- 14.2. Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
- 14.3. Правоохранительные органы Великобритании
- 14.4. Правоохранительные органы Франции
- 14.5. Правоохранительные органы Федеративной Республики Германии
- 14.6. Правоохранительные органы Японии
- 14.7. Правоохранительные органы стран снг
- Глава 15 международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- 15.1. Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
- 15.2. Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью
- 15.3. Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам
- Программа учебного курса
- Тема 3. Судебная система в Республике Казахстан
- Тема 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан
- Тема 5. Органы юстиции Республики Казахстан
- Тема 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан
- Тема 7. Органы обеспечения национальной безопасности
- Тема 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан
- Тема 9. Органы, осуществляющие дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность
- Тема 10. Органы финансовой полиции
- Тема 11. Органы таможенного контроля Республики Казахстан
- Тема 12. Нотариат Республики Казахстан
- Тема 13. Адвокатура Республики Казахстан
- Тема 14. Правоохранительные органы зарубежных государств
- Тема 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов
- Нормативные акты и литература
- Содержание
- Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи