logo
Правоохр орг РК новые лекции

3.2. Правовой статус судей

Правовой статус судьи — это совокупность правовых положе­ний, которые включают в себя правила назначения на должность судьи, правила освобождения от должности, социальные и право­вые гарантии независимости, требования, предъявляемые к судье, ответственность судьи, а также его права и обязанности. Все судьи Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на по­стоянной основе и является носителем судебной власти. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в состав государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиня­ются только Конституции Республики Казахстан и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотрен­ных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совеща­тельной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.

Финансирование судов, материальное и социальное обеспече­ние судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.

Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной зако­ном процедурой осуществления правосудия; установлением зако­ном ответственности за осуществление вмешательства в деятель­ность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; уста­новленным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям за счет государства матери­ального содержания и социального обеспечения, соответствую­щих их статусу, а также запретом на его ухудшение. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.

Судьей районного суда может быть назначен гражданин Респу­блики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имею­щий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдав­ший квалификационный экзамен; успешно прошедший стажиров­ку в суде и получивший положительный отзыв пленарного засе­дания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется.

Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юриди­ческой профессии не менее пятнадцати лет, или стаж работы су­дьей не менее пяти лет.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридиче­ской профессии не менее двадцати лет, или стаж работы судьей не менее десяти лет.

Для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, проводится его медицинское освидетельство­вание.

Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принад­лежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств. Отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей.

Высший Судебный Совет по итогам конкурса рекомендует кан­дидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается Высшим Судебным Советом по представ­лению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основа­нии решения пленарного заседания соответствующего областного суда.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и предсе­дателей судебных коллегий областных судов, председателей судеб­ных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верхов­ного Суда.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакант­ные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Вер­ховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакант­ные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Ре­спублики Казахстан.

Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу. Председатели Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного суда приносят присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан. Председатели област­ных судов приносят присягу на пленарном заседании Верховного суда. Председатели коллегий и судьи областных судов, председа­тели и судьи районных судов приносят присягу на пленарных за­седаниях соответствующих областных судов.

Определяя высокий статус судьи, закон устанавливает для него дополнительные гарантии независимости, которые обеспе­чиваются предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности за осущест­вление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленным порядком прекра­щения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на от­ставку; предоставлением судьям за счет государства материально­го содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.

Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой го­сударства, соответствующие органы которого обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопас­ности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи или членов его семьи поступит соответ­ствующее обращение. Судьи и совместно проживающие с ними члены их семей в установленном порядке обеспечиваются меди­цинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения. Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмеща­ется за счет средств республиканского бюджета. Судьи подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством за счет средств республиканского учреждения.

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновен­ность личности. Согласно закону судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налага­емым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае необходимости лишения неприкосновенности Председателя и судей Верховного Суда Республики, без согласия Сената Парламента Республики Ка­захстан, кроме случаев задержания на месте преступления или со­вершения тяжкого преступления.

В то же время к судье предъявляются определенные требования нравственного свойства, которые также закрепляются в законе. В частности, судья обязан: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан; при выполнении своих консти­туционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристраст­ности; противостоять любым попыткам незаконного вмешатель­ства в деятельность по отправлению правосудия; соблюдать тайну совещания судей.

Высказывание судьей в какой-либо форме предварительных суждений по делу, находящемуся в его производстве, недопусти­мо. Судья свое мнение по конкретному делу высказывает только в совещательной комнате.

Пока судья осуществляет свои полномочия, он не может быть перемещен без его согласия, его полномочия не могут быть пре­кращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в по­рядке, предусмотренным конституционным законом.

Полномочия судьи приостанавливаются, если: судья заре­гистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан; судья вступившим в законную силу решением суда признан без­вестно отсутствующим; дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности; имеется решение дисциплинарно- квалификационной коллегии судей о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом; имеется заключение Судебного жюри о несоответствии судьи за­нимаемой должности в силу профессиональной непригодности.

При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя су­дебной коллегии соответствующего суда; при переходе на другую работу. Приостановление полномочий судьи осуществляется: в от­ношении Председателя Верховного Суда — Президентом Респу­блики Казахстан; в отношении всех остальных судей Республики — Председателем Верховного Суда. Полномочия судьи возобнов­ляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи.

Пребывание в должности судьи допускается до достижения им предельного возраста — 65 лет, который в исключительных случа­ях может быть продлен Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета не более чем на пять лет.

Институт отставки судьи является одним из средств обеспече­ния независимости. Отставка представляет собой почетный уход судьи с должности. Отставкой признается особая форма прекраще­ния полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию и стаж судейской работы не менее пятнадцати лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу и гаран­тии личной неприкосновенности и иных социальных гарантий.

С 1 января 2007 года введено в действие дополнение в Консти­туционный закон, предусматривающее создание Судебного жюри из семи членов для проверки профессиональной состоятельности действующих судей. В состав жюри вправе войти судьи Верховно­го Суда или находящиеся в отставке, а также судьи местных судов, имеющие большой авторитет. Жюри может обязать судью в отве­денные сроки повысить профессиональный уровень или признать не соответствующим занимаемой должности, принять решение о том, что судья по своему профессиональному уровню не соответ­ствует занимаемой должности, что влечет основание для лишения его судейского статуса.

Так, в 2009 году всего по отрицательным основаниям освобож­ден от должности 31 судья, из них 7 — в связи с заключением Су­дебного жюри, 24 — за невыполнение требований, предъявляемых к судье. Количество возбужденных в отношении судей уголовных дел составило 522.

Право возбуждения дисциплинарного производства принад­лежит Республиканской дисциплинарно-квалификационной кол­легии в отношении любого судьи Республики; областным дисци­плинарно — квалификационным коллегиям — в отношении судьи областного суда, председателя и судьи районного суда.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан.

За нарушение законности при рассмотрении судебных дел и за совершение порочащего поступка, противоречащего судейской этике, а также за грубое нарушение трудовой дисциплины судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Сле­дует заметить, что отмена или изменение судебного акта само по себе не влечет ответственности судьи, если при этом не были до­пущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.

Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть возбуждено не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступ­ка. не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине, и не позднее одного года со дня совершения проступка.

Материальное обеспечение судьи должно соответствовать его статусу и обеспечивать возможность полного и независимого осу­ществления правосудия и не может быть уменьшено. Судьям, в за­висимости от занимаемой должности, уровня профессиональной подготовки, выслуги лет и иных обстоятельств, присваиваются квалификационные классы.

Организационное и материально-техническое обеспечение дея­тельности Верховного Суда Республики Казахстан, а также веде­ние судебной статистики осуществляется аппаратом Верховного Суда.

Финансирование Верховного Суда, местных и других судов Ре­спублики Казахстан осуществляется за счет средств республикан­ского бюджета.