§2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В этих ведомствах созданы следственные аппараты, то есть специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые задачи и полномочия.
Задачами органов предварительного следствия являются:
быстрое и полное раскрытие преступлений;
изобличение виновных;
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Следователь– это должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой им функцией. Для этого следователь наделяется полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.
Полномочия следователя включают в себя:
возбуждать уголовное дело в порядке установленном УПК РФ;
право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий;
производство всех следственных действий,
предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.;
Желание держать в тайне самые
невинные поступки – первый шаг к пороку
Ж.-Ж. Руссо
применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле;
принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого;
принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения;
принятие решения об окончании предварительного следствия;
право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.;
право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий;
привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично.
Следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен с согласия прокурора получить разрешение суда. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.
Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия о привлечении в качестве обвиняемого, объеме обвинения, квалификации преступления, направлении дела для предания обвиняемого суду, прекращении дела, то он вправе приостановить выполнение указаний прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.
Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Также обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.
Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, осуществляют следователи органов внутренних дел. К ним относятся дела о таких преступлениях, как –
нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений;
- кражи;
- грабежи;
- разбои;
- мошенничества и др.
Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:
Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;
следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;
следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.
Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.
Дела о таких преступлениях, как –
убийства,
изнасилования,
получение взятки,
а также все дела о преступлениях, совершенных –
судьями,
прокурорами,
следователями,
должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы
расследуют следователи прокуратуры. В их компетенцию входит также расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных –
военнослужащими Вооруженных Сил РФ;
другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим;
сотрудниками Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.
В следственный аппарат прокуратуры входят:
Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;
следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;
следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.
Аналогично организован следственный аппарат в военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.
Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.
Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности имеет следующую структуру:
Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;
следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных др.) органах безопасности;
следственные управления (отделы) органов безопасности в –
- Вооруженных Силах РФ,
- пограничных войсках,
- внутренних войсках.
- Санкт-петербургский
- §2.1.1. Правоохранительные органы – понятие, функции, институционально-правовые особенности
- §2.1.2. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
- Тема 2.2. Законодательство о правоохранительных органах.
- §2.2.1. Структура нормативной базы дисциплины
- Тема 2.3. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации §2.3.1. Понятие судебной власти и ее основные признаки
- §2.3.2. Правосудие: сущность, характерные черты
- §2.3.3. Конституционные принципы осуществления правосудия
- Принцип законности
- Принцип осуществления правосудия только судом
- Принцип независимости судей
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
- Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту
- Принцип презумпции невиновности
- Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту
- Принцип состязательности и равноправия сторон
- Принцип гласности судопроизводства
- Принцип национального языка судопроизводства
- Принцип участия граждан в осуществлении правосудия
- Принцип охраны чести и достоинства личности
- Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства
- Тема 2.4. Судебная система и статус судей в российской федерации §2.4.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации
- §2.4.2. Правовой статус судей
- Тема 2.5. Конституционный суд российской федерации
- §2.5.1. Полномочия Конституционного суда рф
- §2.5.2. Особенности конституционного судопроизводства в рф
- Тема 2.6. Деятельность судов общей юрисдикции в российской федерации
- §2.6.1. Правовой статус и система судов общей юрисдикции
- §2.6.2. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации
- Структура Верховного Суда рф
- Судебная Коллегия по гражданским делам, Судебная Коллегия по уголовным делам, Военная Коллегия, Кассационная коллегия
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
- Районные суды
- Мировые судьи
- Военные суды
- Тема 2.7. Арбитражные суды в российской федерации
- §2.7.1. Понятие, задачи и подведомственность арбитражных судов
- §2.7.2. Структура и полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- Судебные коллегии
- §2.7.3. Структура и полномочия Федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов рф
- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 2.8. Организация прокуратуры в российской федерации
- Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
- Б.Паскаль
- §2.8.1. Функции и полномочия прокуратуры в современных условиях
- §2.8.2. Организация и основные направления деятельности военной прокуратуры
- Тема 2.9. Органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений §2.9.1. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации
- §2.9.2. Функции и компетенция органов предварительного следствия
- §2.9.3. Задачи и полномочия органов дознания
- Тема 2.10. Органы внутренних дел Российской Федерации §2.10.1. Министерство внутренних дел: современный государственный статус, структура и функции
- §2.10.2.Организационные основы, функции и полномочия милиции, Следственного комитета при мвд рф Милиция
- Следственный комитет при мвд рф
- Тема 2.11. Органы обеспечения безопасности Российской федерации
- §2.11.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности
- §2.11.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности рф, Федеральной службы безопасности рф, органов внешней разведки рф, Федеральных органов государственной охраны
- Совет Безопасности Российской Федерации
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации
- Органы внешней разведки Российской Федерации
- Федеральные органы государственной охраны
- Тема 2.12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции
- §2.12.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура, функции и полномочия
- §2.12.2. Федеральная служба судебных приставов
- §2.12.3. Органы уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний
- Тема 2.13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в рф
- §2.13.1. Современная система нотариата в Российской Федерации, организационные основы ее деятельности
- §2.13.2. Нотариальные действия и правила их совершения
- §2.13.3. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации
- §2.13.4. Правовой статус адвокатов и их профессиональные объединения
- Адвокатский кабинет
- Коллегия адвокатов
- Адвокатское бюро
- Юридическая консультация
- Тема 2.14. Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны
- §2.14.1. Понятие и правовые формы частной детективной и охранной деятельности
- §2.14.2. Правовые основы частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации