logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Конституц право России / КПРФ_отв

§ 5. Законодательные (представительные) органы

субъектов Российской Федерации

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 7 мая 2013 г.).

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации, с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Учет национальных традиций наиболее выражен при названии парламентов республик. Парламенты называются, например, Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, Народное Собрание Республики Дагестан, Народный Хурал Республики Калмыкия, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан.

Структура парламентов республик в составе РФ также определяется ими самостоятельно. В частности, в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии - однопалатный парламент, а в Кабардино-Балкарии - двухпалатный парламент (Совет Республики и Совет представителей).

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти края, области, города федерального значения, автономного округа, автономной области, его структура также самостоятельно устанавливаются уставом конкретного субъекта РФ. Анализ уставов территориальных субъектов РФ не дает такого разнообразия в названиях законодательных (представительных) органов государственной власти, которое имеет место в республиках в составе РФ. Чаще всего такие органы называются законодательным собранием (например, Краснодарский край, Иркутская, Ростовская, Тверская области), областной думой (например, Калининградская область), думой (Приморский край).

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта.

Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 млн. человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 до 2 млн. человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 млн. человек.

Не менее 50% депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ - не менее 50% депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по пропорциональной системе.

Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ одного созыва не может превышать пять лет.

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ самостоятельно (в Ростовской области, например, число депутатов на постоянной основе не может превышать 2/5 от общего состава).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

а) принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ;

в) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта РФ о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

г) осуществляет иные полномочия, установленные КонституциейРФ, настоящим Федеральнымзаконом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Законом субъекта РФ:

а) утверждаются бюджет субъекта и отчет о его исполнении;

б) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

в) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

г) устанавливаются налоги и сборы, которые отнесены федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

д) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;

е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

ж) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

з) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

и) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

к) устанавливаются административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;

л) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

м) регулируются иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности; назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен КонституциейРФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ; назначаются выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, выборы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта РФ; назначается референдум субъекта Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта; решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Федерации; утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ; назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ; оформляются иные решения по вопросам, отнесенным к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске;

б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ (в случае принятия данным органом нормативного правового акта, противоречащего федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения);

в) вступления в силу судебного решения о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта;

г) роспуска указанного органа. Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ в форме указа; если в течение трех месяцев с этого дня законодательный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть указанный проект федерального закона; полномочия прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу субъекта или вносит в Госдуму проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта РФ, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации от данного субъекта РФ, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ. В ПосланииФедеральному Собранию РФ 2012 г. Президент РФ предложил наделить членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы правом законодательной инициативы в законодательных органах их субъекта РФ.

Выводы

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (ст. 102Конституции РФ).

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103Конституции РФ).

В соответствии со ст. 105Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные и федеральные законы Российской Федерации.Статьи 104-108Конституции РФ регулируют основы законодательного процесса, участниками которого являются субъекты права законодательной инициативы, Федеральное Собрание и Президент РФ. Существует очевидная потребность в законодательном урегулировании многих важных деталей этого процесса, однако пока что такой федеральный закон отсутствует. Законодательная процедура в палатах Федерального Собрания урегулирована их регламентами.

Согласно ч. 2 ст. 102ич. 2 ст. 103Конституции РФ актами Совета Федерации и Государственной Думы являются постановления, которые они могут принимать только по вопросам, отнесенным к их ведениюКонституциейРФ.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности; осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

Контрольные вопросы

1. Что такое Федеральное Собрание РФ? Каковы его место и роль в системе органов государственной власти?

2. Какова структура Федерального Собрания РФ?

3. Охарактеризуйте конституционный статус палат Федерального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы. Каковы взаимоотношения между палатами?

4. Что такое законодательный процесс и каковы его основные стадии?

5. Какова компетенция Совета Федерации?

6. Какова компетенция Государственной Думы? Опишите порядок ее осуществления.

7. Раскройте внутреннюю структуру палат и организацию их работы.

8. Расскажите об общих принципах организации и полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Литература

1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г.N 6-ФКЗиN 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 янв. N 7.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. М., 2006. Т. 1.

3. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 1999.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2012.

5. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000.

КонсультантПлюс: примечание.

УчебникЕ.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное).

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 5-е изд. М., 2012.

7. Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.